Жизнь и деятельность Дэвиса в Гарварде

Откровенно написал Дэвису его бывший студент, последователь и биограф И. Боумен: «Ваши результаты кажутся мне ближе, чем чьи-либо, кого я знаю, к настоящей истине; это род истины, которая остается после всего, что бросают в нее критики, – подобно работам Гексли, Дарвина и Ньютона». В Гарварде, пишет Боумен, он увидел, что может получить от других профессоров знание, но не силу мышления. «Но в Вашем учении было нечто, что делало каждый приход в аудиторию интеллектуальной радостью, всегда наверняка что-то было новым и даже старое давалось по-новому... Я понял ценность реального мышления и как мыслить». Но «бывало время, когда я чувствовал себя так сильно зависимым в своей подготовке от Вас, что боялся стать репликой «мы тоже», а подражание так дешево! Интеллектуальное рабство – плохая вещь... В немногих, правда, случаях это обращается почти против Вас – люди, которые не могут сказать даже «Вы правы» интеллектуальному оппоненту». Т. Г. Кларк написал Р. Чорли: «Я никогда не видел Дэвиса улыбающимся». Д. Б. Вудворс говорил: «Дэвис всегда прав. Никто не любит человека, который всегда прав. Поэтому у Дэвиса и не было ни одного окончившего студента за все годы в Гарварде». Вудворс, как и Дэвис, ученик Шэлера, также работал в Гарварде, и в его мнении, очевидно, есть зерно истины. Меньше ее у географа К. Зауера, ученика чикагского профессора Р. Д. Салисбери. Гот был врагом систем, вражда его к Дэвису стала манией, и он учил студентов «не делать так, как Дэвис».

Истина, мне кажется, в том, что Салисбери давал свободу открывать частные «горизонты», но, как и другие критики Дэвиса, не стал автором какой-либо капитальной концепции. Дэвис же открыл подлинные горизонты и вел к ним иногда чересчур повелительно, но ясно показывая ход мысли. Можно ли представить лучшее руководство для человека, способного идти дальше?

После примеров разного отношения к Дэвису не покажется вовсе странным, что прославленный член университетской элиты «не был счастлив в Гарварде» (Р. Чорли, Р. Бэккинсейл, А. Дани, 1973). Признание его учения перешло не столько в глубокое его понимание, сколько во внешнюю монополию. Оно давило на другие направления в науке и отражалось на карьерах, рождая недовольство. Поездки и дела Дэвиса, писание работ нарушали учебные курсы, и он нередко давал задания, а сам «пропадал». Он учил своей концепции, теории и методике; это было воспитание способных исследователей-геоморфологов одного направления. А требовался более низкий стандарт. Оттого у Дэвиса бывало немного студентов, а иногда ни одного. Наконец, Дэвис так и не «вписался» в круг руководства Гарварда. Он не был «человеком команды», любил действовать в одиночку, по своей инициативе. Какое-то время его положение было идеальным: солидная должность в Гарварде и свободная деятельность вне его. Но не будучи «обтекаемым», он потерял в Гарварде многих людей. Вероятно, у него проявлялась и ненужная жесткость, и настоящая принципиальность. Он стал встречать оппозицию. Несколько его кандидатов не прошли в доктора, как в 1907 г. Э. Хентингтон, бывший участник Туркестанской экспедиции. Дэвис писал ему после его провала, что он не может принять «оснований других, кто отводит слишком много места элементарным явлениям... как критерию способности к большому вкладу в мировую работу. Я едва мог связно разговаривать с Вами вчера от гнева и боли». Потом Хентингтон стал видным ученым. Дж. Ф. Мартин написал Р. Чорли, что в Гарварде его провалил Уорд, которому Дэвис передал свою метеорологию. «Уорд был консервативен в своем подходе к климату; Хентингтон любил быстрый рывок в неизвестное в поисках широкого обзора. Климат Уорда рождался из бумажной статистики. Хентингтон чувствовал климат своим телом...» Это отчасти черты и Дэвиса: они с Хентингтоном друг друга понимали.


Читайка:

Университет стал для него узок
Изучение коралловых рифов в Океании
Влияние войны на развитие науки
Геттнер и Пассарге критиковали мысли Дэвиса
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Геоморфология – наука о рельефе Земли
Новые черты развития жизни
Геологическое строение рельефа в США
Изучение изменений структуры рельефа в Америке и Европе
Русская экспедиция в горы
Международная экскурсия по Европе
Книги об описании природных явлений
Изучение коралловых рифов в Океании
Горные пустыни – главная тема исследований
Путешествия в горы и озеро в США
Новый маршрут Пенка
Образование поверхности рельефа и его значение
Изучение новых подходов к процессам геоморфологии

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su