Научные идеи Дэвиса о рельефе

Важнейшую роль в изучении рельефа начинала играть идея развития. Она распространилась в науке к последней четверти XIX в. широко, но еще разрозненно и неполно. Но тогда же был сделан и гигантский шаг – открытие диалектического материализма – всеобъемлющей концепции развития. Однако он оставался, а за границей и теперь еще остается очень мало известным ученым-естественникам. Напротив, учение Дарвина, выразившее идею развития для близкой человеку органической жизни, приобрело широкую известность и оказало большое влияние на все естествознание, и в том числе на геоморфологию. В геоморфологии идея развития начала кристаллизоваться в виде общих представлений об упомянутых разработке долин и выравнивании рельефа, истории формирования рельефа отдельных территорий и т. д. Для объединения их в цельную науку о рельефе не хватало «волшебного слова» – единой идеи. Его и сказал Дэвис своим учением о географическом цикле, надолго ставшим основой общей теории геоморфологии.

Учение Дэвиса возникло как продолжение идей его старших современников – крупных геологов, преимущественно исследователей американского Запада. Идея учения появилась у Дэвиса в 1883 г.; он полно изложил его в 1899 г. и совершенствовал до конца жизни. Дэвис доказывал, что системы форм рельефа можно объяснить исходя из «географического трио»: геологической структуры, экзогенного процесса, который вырабатывает рельеф на ее основе, и стадии развития этого рельефа. Вместо общих представлений он дал уже тщательно разработанную идеальную схему смены форм и явлений в ходе такого развития, обобщая и объединяя черты реальных форм, наблюдаемых в разных местах. Для опорной схемы – эрозионного цикла – Дэвис принял случай быстро поднятой суши, которая потом подвергается экзогенному сносу, при ведущей деятельности рек в условиях тектонического покоя. Такое развитие он назвал ненарушенным циклом и выделил в нем стадии детства, юности, молодости, зрелости, старости и дряхлости. Дэвис указывал, что реальный рельеф развивается сложно и разнообразно, но его можно понять лишь исходя из общих принципов идеального цикла. Сам он и его последователи распространили эту схему на карстовый рельеф (образующийся на растворимых породах), пустынный, горноледниковый и рельеф морских берегов. К этой схеме скорее подходит название «геоморфологический цикл», но Дэвис называл его географическим, поскольку географией он называл науку о земной поверхности и включал в нее геоморфологию. Он дал также эскиз развития растительного и животного мира, в некоторых чертах своих обусловленного развитием рельефа в ходе цикла. Дэвис подчеркивал, что организация не является монополией органической жизни, но свойственна также неорганической природе, и мерой развития рельефа считал степень и формы его организации. Он указывал, что схема цикла, устанавливая закономерные связи явлений, позволяет по одним из них судить о других в пространстве и во времени как для предыдущих, так и для будущих стадий. В кредо Дэвиса входила идея о том, что в исследование должно входить и наблюдение, и творческое мышление, проверяемое повторными наблюдениями.

Схемы Дэвиса – это хорошо обоснованные фактами идеальные модели, знаменующие создание развитой теории. Определение их как моделей уже давалось. Но мы скажем больше: это модели сложных естественных саморазвивающихся и самоорганизующихся систем. Такого определения их еще не было.

Из многообразия развития рельефа разных территорий Дэвис стремился вычленить саморазвитие данного типа рельефа по его внутренним законам. В схемах Дэвиса просвечивает физическая основа геоморфологических систем, показаны механизмы их самоорганизации и саморегулирования и их стадийные изменения. «Человеческие» названия стадий: «юность», «зрелость» и др. – предстают сейчас не просто красочностью языка Дэвиса, но интуитивным нащупыванием общности главных законов развития неорганических и органических систем.

Географический цикл был главной, но не единственной темой Дэвиса. Он был выдающимся метеорологом-новатором, энтомологом, участником научных форумов, организатором науки, замечательным педагогом и лектором в университетах разных стран, реформатором географического образования в США. Огромное наследие его печатных работ представляет не исчерпанную еще сокровищницу и по содержанию, и по мастерскому изложению и оформлению.

Чтобы проставить апостиль на диплом необходимо проверить его


Читайка:

Вальтер Пенк высказывает идеи о развитии рельефа Земли
Уильям Дэвис родом из семьи Моттов
Новые черты развития жизни
Путешествие Дэвиса по США
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Геоморфология – наука о рельефе Земли
Новые черты развития жизни
Геологическое строение рельефа в США
Изучение изменений структуры рельефа в Америке и Европе
Русская экспедиция в горы
Международная экскурсия по Европе
Книги об описании природных явлений
Изучение коралловых рифов в Океании
Горные пустыни – главная тема исследований
Путешествия в горы и озеро в США
Новый маршрут Пенка
Образование поверхности рельефа и его значение
Изучение новых подходов к процессам геоморфологии

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su