Долины, равнины и плато штата Монтана

Осенью 1878 г. Дэвис возобновил свою работу в Гарвардском университете. Он ассистировал Шэлеру, участвовал в летних школах и получил лекционные курсы физической географии и геоморфологии. Будущий замечательный лектор и педагог начинал трудно. При эмпирическом тогда характере наук о Земле нужен был опыт и талант, чтобы доходчиво знакомить студентов с фактами, еще не связанными закономерностями. Багажа у Дэвиса было еще мало, ум был не эмпирический, излагать материал, лишенный идей, было тяжело, а своей идеи еще не было. Притом уже была семья, а перспективы не радовали. Летом 1882 г. Дэвис получил письмо от президента корпорации Гарвардского университета Ч. Элиота со словами, что шансы Дэвиса на продвижение «никоим образом не хороши». Писал Элиот – крупный геолог и фигура первого ранга в научно-административном мире! Это письмо Дэвис принял как суровый, но справедливый урок: надо давать результаты! У него были лишь три маленькие статьи. Он был подавлен. И тут пришла помощь от Пумпелли, тогдашнего директора Геологической службы Северной Тихоокеанской железной дороги. Компании нужно было геологическое обследование ресурсов зоны дороги, особенно каменного угля.

Пумпелли пригласил Дэвиса участвовать летом 1883 г. в геологических исследованиях Скалистых гор и равнин центральной угленосной части штата Монтана. Это «вдохновляющее поле», как его назвал Дэвис, и стало местом рождения учения о географическом цикле. Дэвис рассказывал, что идея цикла внезапно возникла в его уме. Так уже подготовленная мысль «вдруг» озаряется пониманием смысла явлений. В Дэвисе «наготове» жил дарвиновский эволюционизм; идея развития, как уже отмечалось, распространилась и на геоморфологию. Она обретала конкретные формы у старших современников Дэвиса – американских геологов-пионеров: Дж. Лесли, У. Г. Холмса и особенно у Дж. У. Поуэлла и Г. К. Джильберта. Всех их Дэвис называл своими вдохновителями.

Поуэлл определил как «базисный уровень» пологую денудационную равнину, на которой практически прекращается дальнейший снос и выравнивание. Такую равнину Дэвис позже назвал пенепленом (в переводе с латинского – «почти равнина»). Джильберт выдвинул законы работы речных потоков и поставил проблему закономерных форм склонов и водоразделов. Геологи Т. К. Чемберлин и Р. Д. Салисбери употребляли термины «топографический возраст», топографически молодые и старые долины. Это то, что Дэвис позже называл морфологическим возрастом. Прямого заимствования их идеи Дэвисом не было. Она носилась И воздухе и появлялась у разных авторов. Еще раньше о молодых и старых формах говорили английские исследователи. Сам Дэвис указал, что к идее пенеплена, который может быть позже поднят и расчленен долинами, первым, в 1873 г., пришел его друг студенческих времен А. Р. Марвин. Он опубликовал ее в 1874 г., на 2 года раньше Поуэлла. Дарвин умер рано. Но в далекой Сибири в 1877 г. к подобной же идее пришел и русский исследователь И. Д. Черский.

Перед Дэвисом открылись широкие дали Монтаны: панорамы горного плато и подножной волнистой равнины с «островными» горами. В рельефе просвечивали пласты осадочных пород с горизонтальным, а местами наклонным залеганием. Они были пронизаны магматическими телами, взломаны и различно подняты тектоническими движениями. Речные долины в одних местах были крутыми, в других – широкими, разработанными, в которые начинали врезаться новые. Дэвис ожидал, что поверхности плато и подножной равнины первичные, образовавшиеся отложением осадочных пластов. Но они оказались денудационными, образованными срезанием толщ пород: поверхность плато – более древней, равнины – более молодой с незавершенным выравниванием, а островные горы – останцами размытой мощной толщи. Геоморфологически здесь развертывались зримые картины «многоциклового» рельефа. Плато и равнина были следами крупных древних циклов, приближавшихся в разной мере к последней стадии выравнивания, а долины знаменовали новые циклы в первых их стадиях, следующие друг за другом.


Читайка:

Геологическое строение рельефа в США
Две научные жизни видного географа Америки
Активная деятельность Дэвиса в системе образования
Изучение географии Земли в школе
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Геоморфология – наука о рельефе Земли
Новые черты развития жизни
Геологическое строение рельефа в США
Изучение изменений структуры рельефа в Америке и Европе
Русская экспедиция в горы
Международная экскурсия по Европе
Книги об описании природных явлений
Изучение коралловых рифов в Океании
Горные пустыни – главная тема исследований
Путешествия в горы и озеро в США
Новый маршрут Пенка
Образование поверхности рельефа и его значение
Изучение новых подходов к процессам геоморфологии

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su