Возможности сельскохозяйственной академии

Ещё в первом уставе бывшей Петровской сельскохозяйственной академии, проведённом в жизнь графом Муравьёвым-Виленским, была, между прочим, статья, позволявшая каждому желающему (в том числе, разумеется, и любому землевладельцу) слушать академические курсы в каком угодно объёме и размере: можно было записываться на год, на семестр, на отдельные предметы и даже, сколько помнится, на отдельные лекции, внося соответственную плату. Может быть, это обстоятельство и послужило, позднее, одною из причин, способствовавших некоторому нарушению академической дисциплины...; весьма возможно, что случайные слушатели академии затрудняли в известной степени и нормальное течение так называемых практических занятий учащейся молодёжи, как в кабинетах, лабораториях, так в поле и в лесу... Но для нас важен, в данном случае, тот несомненный факт, что уже сейчас по освобождении крестьян, значит, при самом начале нового, основанного на свободном труде, сельскохозяйственного строя, само правительство признавало крайне важным и желательным, так или иначе, организовать наше высшее земледельческое образование на возможно широких началах, – сделать его доступным возможно большему числу землевладельцев, хотя бы лишь и по отдельным специальным отраслям хозяйства, и именно точное знание – науку положить (вместо подневольного, крепостного, труда) краеугольным камнем уже тогда вполне назревшей и неминуемой, коренной, реформы всего нашего сельскохозяйственного промысла. Повторяем, это было сделано именно графом Муравьёвым-Виленским, – человеком, которого нельзя, конечно, заподозрить в незнании тогдашней жизни и в каких-либо увлечениях и фантазиях... Нет, это действительно, ещё в самом начале шестидесятых годов, было настоятельнейшей государственной и народной нуждой России. Это было важнее всяких банков, всяких железных дорог и телеграфов... Мы твёрдо убеждены, что будь у нас более или менее значительное число землевладельцев, действительно научно подготовленных ко введению в жизнь такого, крайне сложного и трудного дела, как переформирование крепостного, тёмного, рабского хозяйства в совершенно свободное, и потому долженствующее опираться только на науку, опыт и личный труд, – великая, порвавшаяся тогда, цепь не ударила бы так больно одним концом по барину, а другим по мужику, тогда мы, конечно, не переживали бы той, можно сказать, удивительной сельскохозяйственной оргии, – прежде искусственные удобрения и травосеяние, при полном незнакомстве с почвами, климатом и дикой растительностью страны, далее – едва ли не самые дорогие и затейливые земледельческие машины, при совершенном незнакомстве с их устройством, употреблением и ремонтом, потом – нередко тысячные, улучшенные, иностранные сорта скота, при полном игнорировании своих, русских, пород и местных естественно-исторических и экономических условий, а часто и при соломенном корме, – оргии, которая так мастерски была, в своё время, описана знатоком этого сельскохозяйственного шатания, этой патологии русского сельского хозяйства, – ныне занимающим высокий государственный пост.


Читайка:

Организация сельскохозяйственного образования
Русский горький опыт
Хозяин нашей земли
Общий характер курсов и главнейшие их задачи
Полнота академического образования
Интересы сельского хозяина

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su