Вопросы сельскохозяйственного образования

Внимательно знакомясь с газетными (видимо, из надёжного источника) довольно подробными отчётами о деятельности «Съезда представителей промышленных училищ» Министерства народного просвещения и Сельскохозяйственного совета Министерства земледелия и государственных имущств нельзя не заметить с особым удовольствием, что и то, и другое собрания специалистов (как и предшествовавшая им особая комиссия при имп. техническом обществе) уделили достаточно времени и внимания на посильное разрешение целого ряда давно назревших вопросов из самых разнообразных областей нашего технического образования, вообще, и сельскохозяйственного, в особенности. С богом! В добрый час! Давно пора, как ещё более пора двинуть наше общее, народное, образование, без которого, в сущности, немыслима более или менее правильная постановка никакого специального образования...

К сожалению, в сейчас упомянутом ряду вопросов мы почти вовсе не находим наиболее насущных, наиболее важных и наиболее существенных, составляющих, так сказать, самое нутро всякого, а в том числе и любого технического, образования; мы разумеем здесь: а) место; b) число разного рода промышленных и сельскохозяйственных школ; с) важнейшие задачи этих учебных заведений; d) соотношения их друг к другу (иначе – отношения образования низшего к среднему, а этого последнего к высшему), и, наконец, е) снабжение всевозможных специальных школ достаточным учебным инвентарём и, особенно, f) действительно знающими специалистами своего дела... Правда, кое-что из сейчас намеченной программы дебатировалось и в упомянутых собраниях-съездах, но лишь мельком, отрывочно, далеко не исчерпывая существа дела; а между тем, можно и следует положительно утверждать, что без хорошо продуманного плана всей будущей постройки, без предварительного обсуждения и решения всех вышеупомянутых основных, принципиальных вопросов о месте, времени, числе и основах, – всё остальное (распределение учебного времени, инспекция и пр.), как бы оно искусно и ловко ни было обдумано и прилажено, – тем не менее будет представлять из себя здание, построенное на песке: подует ветер, случится наводнение и утлая хижина, лишённая прочного фундамента, или совершенно разрушится, или, сильно накренившись, часто полураздетая, будет влачить своё жалкое существование, напрасно обременяя наш и без того небогатый государственный бюджет...

Останавливаясь сегодня исключительно на сельскохозяйственном образовании, и то лишь на первых трёх (а, b и с) задачах его, мы постараемся здесь пополнить вышеупомянутый, по нашему мнению, весьма существенный пробел.

Резюмируя вкратце сказанное нами раньше (в «С. –Петерб. Ведом.») о естественно-исторических зонах и сельскохозяйственных царствах, а равно и о современном нам, как известно, крайне плачевном состоянии нашей горемычной земледельческой промышленности, не трудно вывести и формулировать те общие принципы и положения, которые должны служить краеугольным камнем реорганизации как нашего сельскохозяйственного образования, так и наших опытных станций.


Читайка:

Острая необходимость учебных заведений
Будущие сельскохозяйственные чернозёмные институты
Создание новых учебных заведений
Изучение почв, климата, растительности и животных
Изучение поверхности грунта
Работа в живых условиях природы

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su