Программа (примерная) университетского курса учения о микроорганизмах

1) Введение. Как постепенно развивался этот отдел знания? В чём содержание этой дисциплины и как шло её развитие? Значение этого отдела знания в науке и практике.

2) Общая морфология бактерий. Микроскопическое их исследование. Специальные требования от микроскопа, служащего для исследования таких малых объектов. Способы наблюдения бактерий в живом состоянии. Способы приготовления фиксированных и окрашенных препаратов бактерий и ткане1х, населённых ими. Форма и размеры бактерий. Типы соединения клеток бактерий. Строение бактериальной клетки.

История развития бактерий. Каким путём она может быть установлена? Вопрос о самопроизвольном зарождении бактерий. Деление клеток бактерий. Его типы, быстрота и условия. Образование спор. Типы его и благоприятствующие условия. Прорастание спор. Вопрос о постоянстве и изменчивости форм бактерий. Плеоморфизм их и его предел. Инволюционные формы.

Вопрос о «виде» в группе бактерий. Какие признаки могут служить основанием для различения отдельных представителей этой группы. Различные попытки классификации в группе бактерий. Положение их в системе.

Распространение бактерий в природе. Методы качественного и количественного исследования бактериального населения различных сред. Что могут дать эти методы в настоящее время? Воздух в различных топографических и метеорологических условиях. Осадки. Почвенные воды. Естественное самоочищение их. Почва, её различные горизонты и типы.

Различные органические среды (пищевые продукты, отбросы и пр.).. Бактерии в тканях животных существ.

Общая физиология бактерий

Основные условия существования бактерий. Термические условия развития различных бактерий. Термостаты. Пределы выносливости. Состояния оцепенения от низких и высоких температур. Физиологические основания различных способов стерилизации действием высокой температуры. Влияние солнечной радиации и её различных лучей на развитие бактерий. Изменения, вызываемые ею в их строении и свойствах.

Влияние электричества. Применение его в технике бродильных процессов. Влияние давления. Влияние тока и движения на развитие бактерий.

Химические условия развития бактерий. Вещества, убивающие или останавливающие развитие бактерий. Различия, представляемые в этом отношении различными низшими организмами. Дезинфекция и антисептика. Способность бактерий выносить высыхание. Особенности их в таком состоянии. Условия и пределы сохранения жизнеспособности у высохших бактерий. Разнообразие условий, необходимых для развития различных бактериальных типов. Их антагонизм и симбиоз, обусловливаемый этим. Отношение к реакции среды. Отношение к кислороду. Аэробы и анаэробы. Способы культур последних. Какие вещества могут служить субстратом для развития бактерий. Избирательное брожение. Употребительнейшие питательные среды, их состав и приготовление. Универсальны ли они? Вещества, вырабатываемые бактериями. Способы их получения. Их главные представители. Степень изученности этого вопроса.

Развитие тепла и света бактериями. Существует ли у бактерий способность изменить характер химизма, под влиянием культуры. Приспособляемость к антисептикам, ослабление ядовитых свойств.

Попытки физиологических классификаций бактерий. Способность к движению у бактерий. Вопрос о механизме его. Химотаксис, термотаксис и аналогические явления. Обусловливаемые ими особенности группировки бактерий в средах, обитаемых ими.


Читайка:

Частная морфология и физиология бактериальных типов
Типы бактерий, обитающих в живых организмах
О полезности и своевременности учреждения при физико-математических факультетах университетов двух новых кафедр – почвоведения и учения о микроорганизмах (в частности, бактериологии)
Время нового сельского хозяйствования
Возможности сельскохозяйственной академии
Организация сельскохозяйственного образования

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su