Полнота академического образования

А всё это чрезвычайно важно в данном случае. Первые, – юнцы-студенты, поступая в институт, в возрасте около 20 годов, естественно, больше заняты мечтами о счастье и спасении человечества, чем текущими делами, и ещё далеко не уверенные, сядут ли они на землю, или попадут в канцелярии, или же отдадут себя на служение науке, – эти юнцы нередко вовсе не умеют заниматься и ценить время: до экзамена ещё далеко, – успеем ещё подзубрить, – вот обычная отговорка студентов первых курсов; конечно, бывают и исключения, но я говорю, и при том говорю по личному (студенческому, профессорскому и директорскому) опыту, о правиле, о норме, которые именно и вызывают необходимость известного режима, даже понуждения, с одной стороны, и, можно сказать, страшную потерю времени, с другой... Ничего подобного, конечно нет и не может быть у вторых слушателей: им не нужны ни экзамены, ни золотые медали, ни дипломы, а лишь одни знания, и притом, по возможности, такие, которые непосредственно отвечали бы на запросы сельскохозяйственной жизни; здесь каждый час, каждая минута, каждый малейший намёк умелого профессора будут, конечно, использованы с толком и благодарностью. А затем, сколько времени, тоже, большею, частью, напрасно, теряется, благодаря рутине школьного преподавания и увлечениям особенно молодых, начинающих лекторов в погоне за так называемыми полнотой, цельностью и систематичностью академического изложения, часто, в сущности, совершенно не нужными ни для науки, ни для жизни... Нужно самому близко стоять к делу, как это мне приходилось, чтобы достаточно оценить отрицательное значение этого обстоятельства... А тут ещё не всегда хорошо пережёванные... немецкие и иные авторитеты, зачастую никакого касательства к России, к русскому сельскому хозяйству, не имеющие... Прибавьте к сказанному – время подготовки к экзаменам и – самые экзамены, – зимние, весенние и летние каникулы, более чем многочисленные праздники, – обычные пропуски лекций преподавателями (по болезни, командировкам и пр. и пр.), и вы едва ли ошибётесь, сказав, что в наших сельскохозяйственных институтах, как и в других высших учебных заведениях, собственно чтение лекций, за всё время курса продолжается никак не больше двух полных годов. Значит, мм. гг., разница между ими и нами, даже и во времени, далеко не так велика.

Далее, на частные курсы, где бы они ни устраивались, всегда возможно пригласить таких учёных и профессоров, о которых, взятых в целом, не может и мечтать не только ни один из наших сельскохозяйственных институтов, но и любой университетский факультет. А кому же не известно, что талантливый, действительно, знающий и любящий своё дело, лектор в состоянии сделать и в короткое время то, с чем другому не справиться и в год. В заключение нашего сравнения прибавим ещё, что, при умелом устройстве частных публичных курсов, особенно в столицах, (провинция имеет свои выгоды), можно пользоваться такими коллекциями (живыми и мёртвыми), такими кабинетами, музеями и пр., какие совершенно не доступны самому богатому институту или академии. Итак, с этой, так сказать, внешней, стороны, дело частных курсов обстоит совершенно благополучно.


Читайка:

Интересы сельского хозяина
Разнообразие пашень России
Продвигать сельскохозяйственную науку
Лекции по почвоведению и оценке земель
Вопросы сельскохозяйственного образования
Острая необходимость учебных заведений

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su