Острая необходимость учебных заведений

Во-первых, и это должно быть на первом месте, все наши сельскохозяйственные учебные заведения, как высшие, так и, особенно, средние и низшие, должны быть: а) расположены зонально и b) организованы (учебные планы заведений, так называемые практические занятия учащихся, – характер хозяйства, технические сельскохозяйственные производства и пр.) в теснейшей зависимости от местных физико-географических, исторических, бытовых и экономических условий, от местных сил стихий, невзгод, нужд естественных богатств и пр. и пр.

Вековой опыт разных народов и государств, и простой, но здравый, смысл одинаково резко и одинаково согласно свидетельствуют, что только то прочно и устойчиво, только то жизненно и выгодно, только то и имеет будущность, что сделано согласно с природой, по возможности, не насилуя её нормальной текущей жизни, и что, так сказать, естественно вытекает из местных зональных условий и потребностей. С другой стороны, можно положительно ручаться, что при несоблюдении этого основного требования нашего разума и жизни, никакие начинания ни при каких усилиях, субсидиях и льготах, ни при каком таланте и уменье исполнителей не будут долговечны и ещё менее выгодны для человека, вообще, и его земледельческой деятельности, в особенности. Повторяем, при малейшем дуновении ветерка, при ничтожном напоре волн, они, эти искусственные, тепличные, выдуманные и вымученные начинания и создания разлетятся в пух и прах, как мыльные пузыри...

А так как в одной Европейской России вполне самостоятельных, с крайне резко очерченными природными требованиями и особенностями, сельскохозяйственных царств (не считая переходных) не меньше четырёх (царство аэрации, царство минерализации, физиации и гидрации), причём царство усиленного минерального удобрения, иначе, таёжное, подзольное, царство чернозёмное, или восстановления первоначальной физики почв, и царство аэральное с почвами лёссовыми, каменистыми и барханными, – каждое отдельно, распадается на три громаднейших естественных области или района, своими размерами не уступающими таким культурным колоссам, как Германия и Франция, с целым десятком одних высших сельскохозяйственных учебных заведений: то, самое простое, самое бедное, полагая лишь по одному агрономическому институту или академии на область и даже целое (бореальное) царство, мы получим minimum 10 высших учебных сельскохозяйственных заведений, не считая Сибири, где безусловно необходимы, по крайней мере, два агрономических института.

При нормальном, вполне согласованном с зональными особенностями сельскохозяйственных царств и областей (районов), распределении высших агрономических учебных заведений по территории Европейской России, лучшими местами для них могли бы служить следующие пункты: для современной тайги: а) Петрозаводск или даже С. –Петербург; для Доисторической тайги: b) Новоалександрия, с) Москва, d) Пермь или Вятка; для царства физиации: е) Умань, f) Воронеж, g) Самара или, ещё лучше, Бугуруслан; для каштановой зоны и царства гидрации: h) Симферополь или, лучше, Новочеркасск, i) Тифлис и к) Ташкент. На первый раз, покамест, можно и органичиться этими пунктами, хотя повторяем, мы и тогда лишь сравнялись бы с маленькой Германией, расположенной, притом, в одной и той же, довольно однообразной зоне. А между тем наши, проектированные выше, высшие учебные заведения должны существенно различаться между собой.


Читайка:

Будущие сельскохозяйственные чернозёмные институты
Создание новых учебных заведений
Изучение почв, климата, растительности и животных
Изучение поверхности грунта
Работа в живых условиях природы
Организация экспедиции и ближайшие её задачи

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su