Организация сельскохозяйственного образования

Значит, за полную реальность данной крайне характерной и поучительной странички в истории нашего злополучного хозяйства, стоившей нам весьма значительной доли многомиллионных выкупных платежей и иных средств, бесследно и совершенно безрезультатно уплывших за границу, мы можем ручаться. Да, и это была бы ещё не беда, если бы мы, при вышеупомянутой, можно сказать, бессмысленной, чисто детской, наивной, операции перевода русских денег в немецкие и английские карманы, чему-либо научились и что-либо забыли! Но, к сожалению, современное, более чем не блестящее, состояние нашего земледелия и скотоводства, крайний недостаток в специалистах агрономах, – их рабское подражание немецкой сельскохозяйственной науке, непосильная задолженность нашего земледельческого класса, нищенский бюджет крестьянской семьи (две рабочих силы), едва превышающий 30 рублей в год, с небольшим, полная зависимость русского хлебного рынка от иноземных, неурожаи, сделавшиеся чуть ли не повальными, чуть ли не ежегодными, наконец, официальное заявление, что наш государственный бюджет, в своей значительной массе, существенно зависит от такой случайности, как своевременное выпадение дождика..., всё это более чем наглядно и доказательно свидетельствует, что в настоящее время слишком 35 лет после величайшей в мире реформы, мы, в сущности, подвинулись лишь назад..., что мы и до сих пор питаемся не делом своих рук, своей энергии и своего знания, а, в сущности, манной небесной, то в виде обильных дождей, то в форме недородов в Западной Европе и пр. и пр... Но ведь известно, что даже излюбленному Иеговой израильскому народу, в конце концов, было отказано в такой даровой манне...

Что же делать? Где же искать выхода из этого, одновременно и крайне печального, и крайне комического положения? Говорю комического, так как Россия наделена небом превосходнейшими естественными средствами для самого цветущего состояния земледельческого промысла; мы обладаем сотнями миллионов десятин лучших в мире чернозёмных земель; у нас масса дешёвейшей в свете живой рабочей силы. Чего же не хватает? Того, что так ясно сознавал граф Муравьёв: у нас нет знания ни сил русской природы, ни её естественных средств, ни её даровых благ..., мы, в сущности, решительно не знаем ни своей воды, ни своей земли, ни воздуха, ни растительного, ни животного мира..., ни даже нашего мужика и местных, порайонных экономических и бытовых условий. Отсюда – наше полное бессилие в борьбе со стихиями, засухой, безводием, мглой, чёрными бурями, степным бесснежьем и пр. и пр., для успешности борьбы с которыми далеко не достаточно одних капиталов и власти... Отсюда – вечное нытьё на мнимую дороговизну и произвол рабочих, которые, со своей стороны, страшно бедствуют от безработицы и нередко, закрыв глаза, оставляют свои родные, дедами насиженные места, чтобы идти буквально умирать с голоду в никому неведомые новые места, часто с диаметрально противоположными физическими и бытовыми условиями... У нас землевладельцы не находят действительно знающих управляющих, а новоалександрийские и московские агрономы переполняют министерские или иные канцелярии... По нашему глубокому убеждению, чтобы разобраться в этом сельскохозяйственном хаосе, в этом огульном недомыслии, мы прежде всего должны вернуться к осуществлению вышеприведённой мысли графа Муравьёва; мы должны широкой рукой взяться за организацию нашего сельскохозяйственного образования, – как а) учреждением ряда новых высших, средних и низших сельскохозяйственных школ на средства казны, земств, дворянства, городов и пр., так, и b) особенно, посильным почином к самообразованию самих гг. землевладельцев и земледельцев.


Читайка:

Русский горький опыт
Хозяин нашей земли
Общий характер курсов и главнейшие их задачи
Полнота академического образования
Интересы сельского хозяина
Разнообразие пашень России

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su