Общий характер курсов и главнейшие их задачи

Как и замечено уже выше, как видно из существа самого дела и как это ещё нагляднее подтверждается самой жизнью, и у нас, и за границей, – ни одно высшее учебное техническое, в том числе, конечно, и любое агрономическое заведение готовых практиков не даёт и давать не может. В наиболее идеальном и желательном виде, цель и задачи таких сельскохозяйственных институтов и академий должны заключаться, помимо общего развития и образования питомцев, ещё в следующем: а) изучить общие основы сельского хозяйства; b) обстоятельно ознакомить слушателя с важнейшими методами, приёмами и орудиями разного рода с. х. операций и производств, и с) развить в учащихся, так сказать, агрономическое мышление (критику), агрономический вкус и агрономический нюх, которые позволили бы ему, когда он попадёт в житейский сельскохозяйственный водоворот, уметь правильно ориентироваться и разобраться в бесконечном лабиринте с. х. условий, – экономических, бытовых, естественно-исторических и пр. и пр.; научили бы его любить деревню, природу и с. х. деятельность (без чего нечего и думать сделаться хорошим хозяином!) и, наконец, дали бы ему возможность, в наиболее критических и сложных случаях, когда сама, очень ещё юная, агрономическая наука (подобно медицине) не в силах сделать более или менее точных указаний, – дали бы возможность, подобно талантливому доктору, выйти с честью и удачею из целого ряда сельскохозяйственных иксов... А эти последние, при скудости особенно нашей, русской, агрономической науки, при неустоявшейся жизни и при бесконечном разнообразии наших хозяйственных и естественно-исторических условий, встречаются нашему земледельцу, можно сказать, на каждом шагу... Они-то, эти иксы, наичаще всего и заставляют нашу молодёжь, а нередко и самих хозяев, бросать деревни и бежать в канцелярии и вообще в города...

Вот, по нашему глубокому убеждению, чего можно и следует требовать от хорошо устроенного высшего учебного сельскохозяйственного заведения. Того же, в сущности, вправе ожидать (но не требовать, ради новизны дела!) и вы, мм. гг., от предстоящих частных курсов по «Агрономии и основным для неё наукам». Разумеется, по различным отделам (а, Ъ, с) очерченной выше программы ваши требования должны быть несколько различны, по сравнению с учащейся молодёжью...

Но нам, конечно, скажут, что в институтах читаются агрономические курсы, самое меньшее, четыре года, а вы предлагаете нам всего 120 – 150 лекций; каждый дипломированный агроном обходится государству во много тысяч рублей, а с нас спрашивают всего на всё 30 р. за весь курс, и пр. и пр. Последнее, конечно, верно; но первое требует пояснений и существенных оговорок...

Никто и ничто не мешает нам продолжить наши чтения и будущей зимой. Далее, разница между слушателями положим Н. Александрийского и Московского сельскохозяйственных институтов, и слушателями частных курсов – землевладельцами-практиками, весьма существенная: первые, особенно классики, вступая в учебное заведение, зачастую ни разу не выезжали из города, – не сумеют нередко отличить соху от бороны, а иногда буквально не знают, на чём и как родится хлеб; что же касается обработки почвы, ухода за скотом, купли и продажи сельскохозяйственных продуктов и пр. и пр., – то об этом нечего и говорить с ними; вторые же личным, а часто и горьким (и это весьма важно) опытом достаточно ознакомлены со всеми, по крайней мере, важнейшими манипуляциями и невзгодами сельскохозяйственного промысла; они знают хорошо и мужика и станового; им незачем говорить о значении рынков и их капризах; они хорошо знают, как солоно достаётся сельскому хозяину медный грош...


Читайка:

Полнота академического образования
Интересы сельского хозяина
Разнообразие пашень России
Продвигать сельскохозяйственную науку
Лекции по почвоведению и оценке земель
Вопросы сельскохозяйственного образования

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su