О полезности и своевременности учреждения при физико-математических факультетах университетов двух новых кафедр – почвоведения и учения о микроорганизмах (в частности, бактериологии)

Представляя при сем печатную брошюру, в которой изложены, с достаточной подробностью: а) история почвоведения в России; b) научное и практическое значение почвоведения; с) программа почвоведения, а равно и d) значение учения о микроорганизмах и е) соответственная программа, считаю возможным ограничиться здесь лишь следующими замечаниями.

1) Правда, почвоведение и бактериология уже читаются в наших специальных высших учебных заведениях – Новоалександрийском и Московском сельскохозяйственных институтах, а почвоведение и в лесном институте; но там и здесь – в Москве и С. –Петербурге, преподаётся не чистое почвоведение (педология), а прикладное – агрология; исключение представляет лишь Новоалександрийский институт, где наш известный молодой почвовед – профессор Сибирцев будет излагать курс чистого почвоведения.

Но дело в том, что во всех наших, как и иностранных, специальных сельскохозяйственных заведениях, все так называемые основные предметы, в том числе и все естественно-исторические, читаются обыкновенно на первых двух курсах, читаются более или менее применительно к специальным, значит, сильно суженным, задачам заведения, читаются не как цель, а лишь как средство, причём учащаяся молодёжь, хотя бы и заинтересовалась, благодаря хорошему профессору, вышеупомянутыми предметами, но, по самому строю и задачам специального заведения, не может отдаться им всецело, не может заниматься ими специально. Повторяем, высшие сельскохозяйственные и лесные институты должны приготовлять и выпускать агрономов и лесоводов, а не учёных почвоведов, химиков, ботаников, зоологов, и бактериологов, – это дело университетов, где должна и действительно преподаётся чистая наука. Значит, ни в одном из специальных высших учебных заведений, как бы ни был хорош: профессор, занимающий кафедру того или другого основного предмета, у него не может быть учеников в университетском смысле, у него не может быть школы, а без этого немыслимо двигать науку вперёд, без этого нельзя исследовать Россию, без этого нельзя исполнить те многосложные и многотрудные задачи, которые выпали на долю почвоведения и бактериологии, или, точнее, учения о микроорганизмах.

Ещё в менее удовлетворительном положении находится в высших сельскохозяйственных учебных заведениях кафедра учения о микроорганизмах; она соединена там с кафедрой физиологии растений; а эта последняя, и сама по себе, в настоящее время так разрослась, что её присяжные специалисты затрудняются следить за литературой предмета.

2) Как видно из наших специальных записок, оба предмета, почвоведение и учение о микроорганизмах, изучающие почву, грибки и бактерии так же, как изучает минералог горный хрусталь, зоолог – лошадь, ботаник – берёзу, суть предметы, бесспорно, основные, естественно-исторические, совершенно равноправные и однозначущие с минералогией, ботаникой, зоологией и др., а поэтому и должны занимать среди них своё определённое самостоятельное место, тем более что без изложения этих предметов с университетских кафедр целый цикл естественно-исторических областей и ведений, вся геобиология, имеющая такой высокий научный и практический интерес, останутся неполными и не вполне освещёнными и познанными.

3) Вносимое мною предложение об открытии при университетах двух новых кафедр, в сущности, далеко не новость. В высочайше утверждённой императором Александром III «Комиссии по вопросу об организации высшего сельскохозяйственного образования в России», в которой принимали участие, под председательством члена Государственного Совета статс-секретаря Вешнякова (в первый период), т. с. Ермолов (от Министерства финансов), т. с. Кривошеин (от Министерства внутренних дел), д. с. с. Докучаев (от Министерства народного просвещения), т. с. Архипов (от Министерства государственных имуществ); кроме того (во второй период) д. с. с. Гарнич-Гарницкий (от Министерства народного просвещения), д. с. с. Ковалевский (от Министерства финансов), д. с. с. Кабат (от Министерства внутренних дел), д. с. советники Лясковский, Тихеев и Калачов (от Министерства государственных имуществ) и наконец, временно д. с. советники Стебут и Арнольд, – было, можно сказать, единогласно решено, «чтобы при наших университетах были открыты кафедры по некоторым предметам, имеющим прямое отношение к сельскому хозяйству, как, например, по почвоведению, по бактериологии и т. п.».


Читайка:

Время нового сельского хозяйствования
Возможности сельскохозяйственной академии
Организация сельскохозяйственного образования
Русский горький опыт
Хозяин нашей земли
Общий характер курсов и главнейшие их задачи

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su