Хозяин нашей земли

Во время моих 25-летних странствований по Европейской России я никогда не видел мало-мальски образцового, чисто земледельческого, купеческого хозяйства; огромное большинство вышеупомянутых купеческих имений, после вырубки на них лесов, садов и парков, перепроданы в руки крестьян; другие превращены в щедринские, и горячка новых приобретений новых имений купцами прошла, видимо, раз навсегда... На мой вопрос: почему? мне всюду давали примерно такой ответ: «не стоит возиться, – пустое дело, управляющие – мошенники, здесь нельзя нанять англичанина или немца...» Но истинная причина лежит, конечно, не в этом. Культурное, разумно ведённое сельское хозяйство, выгодное одновременно и владельцу, и работникам, – хозяйство одинаково обогащающее отцов и детей, – требует от владельца несравненно больше знания, чем какая-либо другая промышленность, оно, сельское хозяйство, связано с целым рядом условий и величин, крайне быстро меняющихся, и далеко не всегда находящихся в распоряжении предпринимателя (напр., климат); здесь необходим личный и постоянный глаз самого хозяина, как и замечено выше, для успеха этого дела требуется и обстоятельное знакомство с местной природой и с местными людьми, с их вековыми обычаями, взглядами и привычками; наконец, всякое земледельческое хозяйство должно быть строго зонально... А, между тем, у нас положительно всякий, у кого только завёлся лишний грош, ни на минуту не задумываясь, считает возможным купить кусок земли и хозяйничать на нём, буквально, как бог на душу положит... В какой иной промышленности, в каком ином производстве возможно такое, так сказать, наивное, детское, отношение к делу? Помимо вышеприведённых соображений, фактическими, а следовательно, и бесспорными подтверждениями силы и могущества знания и труда в сельскохозяйственной промышленности могут служить, по нашему мнению, и следующие поучительные явления: сравнительно очень высокий уровень земледельческого промысла в привислинских и прибалтийских губерниях на почвах, гораздо более бедных, чем в нашей чернозёмной полосе России; несомненный успех... колонистов на юге России и пр. и пр. Отчего же у них земля даёт доход, – у них превосходный с. х. инвентарь, у них все с. х. постройки в совершенном порядке, а у нас ничего этого нет.

Повторяем, давно пора нашим землевладельцам, если они желают удержать за собою ещё уцелевшие дедовские владения, бросить канцелярии и лично вести свои хозяйства; пора отложить попечение и надежды на правительство и субсидии, на будущее знание своих детей и управляющих, и самим пополнить свои сельскохозяйственные знания-, пора, наконец, нашим агрономам и их руководителям-профессорам оставить нередко почти рабское следование немецким указкам и учебникам, составленным для иной природы, для иных людей и для иного общественного и экономического строя; безусловно, необходимо выработать свои сельскохозяйственные нормы; следует иметь анализы своих вод, своих земель, своих плодов, русского масла, русского молока и сыра; следует строго приурочить и наши севообороты, и наше скотоводство, и наши культурные растения, и наши садоводство, плодоводство и лесоводство к зональным, русским, физическим и сельскохозяйственным, условиям...

Словом, я полагаю, давно приспело время нашим сельским хозяевам, земствам, дворянам, городам, нашим сельскохозяйственным обществам, самим, за свой счёт и риск, под своим собственным наблюдением, по своим собственным программам, организовать совершенно частные чтения и курсы, как по агрономии, так, непременно, и по основным для неё предметам... В этом отношении особого внимания заслуживает совершенно самостоятельный почин моих (бывших в 1897 г.) слушателей и слушательниц – землевладельцев – на публичных курсах в имп. сельскохозяйственном музее, которые решили организовать, в виде опыта, зимой 1898 – 1899 г., чтения систематического (конечно, сокращённого) курса по «Основам сельского хозяйства в агрономии», чтения, для усвоения которых достаточно иметь самое общее образование, примерно, в размерах реальной средней школы или кадетских корпусов.


Читайка:

Общий характер курсов и главнейшие их задачи
Полнота академического образования
Интересы сельского хозяина
Разнообразие пашень России
Продвигать сельскохозяйственную науку
Лекции по почвоведению и оценке земель

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su