Будущие сельскохозяйственные чернозёмные институты

Так, судя по природе, местным силам и требованиям, и нуждам местного человека, высшее учебное заведение, лежащее в современной тайге, непременно должно быть лесной академией лишь с подчинённым ей сельскохозяйственным (преимущественно молочным и рыбным) отделением, и притом академией, преследующей главнейшие цели лесоустройства и лесоупотребления, а поэтому снабжённой, по возможности, всеми зональными вспомогательными учреждениями, каковы: лесоделательный завод, столярные и слесарные мастерские, гонка дёгтя, смолы, и пр., заводы – уксусный, сыроваренный, крахмальный, пивоваренный, винный и др. Институты доисторической тайги – рижский, московский и пермский, должны быть непременно с двумя равноправными отделениями – земледельческим и лесным, причём первое обязано преследовать, главным образом, цели аэрации (подобно таёжной, чисто лесной, академии) и минерализации, с молочным скотоводством, огородничеством, садоводством и пр., – а второе, в сущности, то же самое, что и чисто лесная академия, может быть, с некоторой дозой и лесоводства в тесном смысле этого слова.

Точно так же и будущие чернозёмные институты должны носить на себе один и тот же общий зональный характер, преследуя одну и ту же главную цель, – восстановление первоначальной физики почв и возможно полное использование небогатых дождевых и снеговых вод; последнее, – путём устройства правильного водного и лесного (искусственное лесоразведение) хозяйств, а первое, главным образом, при помощи рационально организованной залежной системы, – соломенного удобрения, а частью и травосеяния непременно из местных чисто степных трав. Все они должны состоять из основного земледельческого отделения и подчинённых ему лесоводственного (в тесном смысле этого слова) и гидротехнического отделов. Но так как наши чернозёмные степи, по общему характеру их природы, по количеству осадков, господствующим почвам, грунтам, грунтовым водам и пр., распадаются на ряд типов (существуют степи меловые, гранитные, лёссовые, солонцовые и пр. и пр.), группирующиеся в три главных естественных области или района, настолько различные, что сорта свойственных им пшениц (твёрдые и мягкие; безусые и сильно остистые), время восстановления степи (появления ковыля и пр.), мощность и сила почв, – всё это и многое другое существенно различны, то поэтому, очевидно, что и системы хозяйства, и способ обработки почв, и культурная растительность, и время разного рода хозяйственных операций и пр., не могут и не должны быть одинаковы в юго-западном краецентральной и заволжской областях нашей чернозёмной полосы. Ясно, значит, что и будущие сельскохозяйственные чернозёмные институты, – уманьский, воронежский и самарский, в своём устройстве, в своих задачах и в своих учебно-учёных и практических операциях, неминуемо, должны носить на себе, помимо общего для всех их чернозёмного колорита, порайонный характер.

Может быть, ещё более самостоятельную и, так сказать, обособленную группу должны образовать высшие сельскохозяйственные учебные заведения аэральной зоны, каковы будущие институты Симферополя или Новочеркасска и, особенно, Тифлиса и Ташкента. Там, наряду с чисто земледельческими факультетами, и притом на совершенно равной с ними ноге, должны стоять – отделение оросительное (особенно в Тифлисе и Ташкенте), скотоводственное (особенно в Новочеркасске и Ташкенте), виноградное, хлопковое, чайное, табачное, шелководственное и пр. и пр. Ясно, здесь решительно вся жизнь рассматриваемых нами учреждений должна иметь своеобразный строй и колорит, понятные без всяких объяснений...


Читайка:

Создание новых учебных заведений
Изучение почв, климата, растительности и животных
Изучение поверхности грунта
Работа в живых условиях природы
Организация экспедиции и ближайшие её задачи
Исследование коренных пород

На главную

Исследования в почвоведении:

Содержание
Содержание воды в грунте
Снег основной источник воды в степи
Состояние грунтовых и поверхностных вод степи
Деревья степных широколиственных лесов
Водохранилища для хранения воды
Проведение исторических параллелей
Кротовины в их разрезе
Холмики на поверхности степи
Типичные образцы лесной земли
Древняя лесостепная область
Карты почв России
Исследования русских естествоиспытателей
Значение почвоведения для России
Общее почвоведение
Бактерии поставляют азот растениям
Частная морфология и физиология бактериальных типов
Организация сельскохозяйственного образования
Хозяин нашей земли
Разнообразие пашень России
Лекции по почвоведению и оценке земель
Изучение поверхности грунта

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su