Потомство «железного человека»

В истории техники есть свои непреложные законы. И один из них утверждает, что никогда прямое подражание живой природе не приносило конструкторам лавров (только в наше время появление науки бионики изменило положение – но то разговор особый).

В середине XVIII века владельцы угольных шахт и состоявшие у них на службе инженеры стали пытливо вглядываться в движения рук забойщиков. Мысль заменить шахтера не знающей устали машиной казалась заманчивой владельцам копей.

В 1761 году некий изобретатель-англичанин по фамилии Мензис построил первую в истории машину для подрубки угля – прообраз будущих врубовых машин. Тяжелая стальная кайла, смонтированная на особой раме и приводившаяся в действие рычагом в точности воспроизводила движение инструмента в руках забойщика. Именно за это машину Мензиса прозвали «железным человеком». Едва ли стоит говорить, что успеха такая попытка иметь не могла – вспомним по аналогии: ведь не какие-то искусственные ноги, а колесо покорило земные просторы. И в воздух человека подняли не машущие крылья наподобие Птичьих, а винт и позже реактивная струя.

Почти сто лет потребовалось, чтобы понять, что движения исполнительного органа угледобывающей машины должны быть простыми и легко повторяемыми: например, прямой удар или, лучше, вращение. Ударную машину построил в середине прошлого века немецкий конструктор Шрамм. Впрочем, и она не была особенно удачной. А вот режущая – с дисковой пилой, запатентованная еще в 1843 году, но по строенная в металле английским инженером Уоррингом лишь в 1852 году, получила некоторое распространение. Тогда очень скоро было создано целое семейство дисковых «врубовок», в том числе пневматические, конструкции Уинтсли, довольно широко применявшиеся на шахтах. Но их тонкий диск быстро зажимался осаждавшимся при подрубке углем, и машина застопоривалась. Конструкторская мысль напряженно искала другой принцип. И нашла – да не один, а целых два. Вращающаяся штанга с режущими зубками и основанная на этом принципе штанговая машина были запатентованы в 1853 году. А еще через десять лет английская фирма «Гершери» выпустила цепные врубовые машины. Режущим инструментом в них оказывалась цепь – тоже с режущими зубками на звеньях. Правда, распространились такие машины позже, после того, как двум американским изобретателям – Джефри и Лехнеру – удалось создать цепи, которые почти не рвались. На эту систему обратил внимание и предсказал ей большое будущее Карл Маркс. И он не ошибся: к концу века количество действовавших врубовых машин измерялось уже сотнями, а несколько позже счет пошел на тысячи.

В России врубовые машины появились в начале XX века. К 1914 году в Донбассе их насчитывалось 120 штук. Все они были привозными. Выпуск отечественных врубовок удалось освоить только в наше время: в начале первой пятилетки их начали делать на заводе в Горловке. Но зато стремительным был рост механизации добычи угля в России: в 1930 году механизированным способом в Донбассе добывалось почти 40 процентов всего угля. К этому времени в донецких шахтах работало 870 машин.

Россия стала пионером и в освоении следующего этапа угледобычи – применения угольных комбайнов. русский изобретатель Алексей Иванович Бахмутский в 1932 году построил и успешно испытал такую машину, которая механизирует не только подрубку угля, но и его погрузку на конвейер. А начиная с шестидесятых годов все шире распространяются угледобывающие комплексы, принцип работы которых описан в предыдущей главе. Именно такая техника встретит тех, кто сегодня решит избрать для себя благородное поприще покорителя угольных пластов.


Читайка:

Наследники собаки
Подземные дороги уходят вглубь
Машины угольных колодцев
Лифт в шахте
Атланты подземных сводов...
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su