Подземные дороги уходят вглубь

Подземные дороги остро требовались бурно растущим городам. Но еще большая нужда в них ощущалась далеко от столиц – в угольных шахтах и на рудных копях. И неудивительно поэтому, что электровоз впервые «спустился» под землю именно в шахту. Но прежде чем такое стало возможным, требовалось поставить электрический мотор на рельсы. Удалось это сделать упомянутому русскому изобретателю Пироцкому. Энергию для питания двигателя он передавал по самим рельсам.

Подобным же образом снабжался энергией и электровоз фирмы «Сименс», показанный впервые на Берлинской промышленной выставке в 1879 году – пять лет спустя после опытов Пироцкого. Машинист сидел верхом на небольшой тележке впереди состава – как раз над мотором. Ток туда поступал от проложенного между основными дополнительному рельсу. Сзади было прицеплено три крохотных вагончика. Состав лихо бегал по специальному 300-метровому пути и перевозил 18 человек.

Игрушечным на вид поездом серьезно заинтересовались многие. И ранее других – горняки: ведь этот вид транспорта сулил возможность вытеснить с течением времени ставшую тормозом дальнейшего роста угледобычи ручную и конную откатку. На угольной шахте первый электровоз – все той же фирмы «Сименс» – побежал по рельсам, везя уголь, в 1882 году. Новшество распространялось медленно. Подача тока по рельсу была и неудобна, и опасна: и не только потому, что переходить через такие пути означало риск попасть под напряжение. Еще опасней оказывалась привычка токоснимателя «искрить». Безобидное на поверхности, это свойство в соседстве с подземным газом легко могло обернуться бедой. Выйти из положения помогли сначала аккумуляторы (аккумуляторный шахтный электровоз впервые выпустила американская фирма «Вестингауз» в 1899 году), а потом системы искроподавления, создание которых потребовало многолетних усилий конструкторов едва ли не всех угледобывающих стран.

К 1950 году электровозами перевозились каждые 8 из 9 тонн добытого в стране угля (остальное приходилось на долю конвейеров и канатной откатки). Машинист внутришахтного транспорта – одна из тех интересных и нужных профессий, которые ждут завтрашних добытчиков драгоценного горючего камня.


Читайка:

Машины угольных колодцев
Лифт в шахте
Атланты подземных сводов...
Свет под землей разгонит тьму
Изобретение Дэви на службе горняков
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su