Наследники собаки

Едва ли стоит объяснять, что уголь, равно как и всякий добываемый минерал, еще мало отколоть от монолита. Добытое ископаемое необходимо доставить к шахтному стволу, чтобы там поднять на поверхность. Первым приспособлением для откатки (именно так зовется на языке горняков эта операция) стала «собака» – тележка наподобие тачки. Имя свое она получила за производимый колесами звук. В ее ящик укладывали отбитые киркой или молотом горняка куски минерала. Колеса шли по деревянным лежням – прообразу будущих рельсов. А по проточенному в их середине пазу двигался «следовой гвоздь» – железный стержень, удерживавший и направлявший тяжелую тележку, которую толкал перед собой рабочий. Это приспособление, описанное в XVI веке основоположником европейской горной науки немецким ученым Георгом Бауэром, известным под своим латинским псевдонимом Агрикола (фамилия «Бауэр» по-немецки означает «крестьянин»; «Агрикола» – то же самое по-латыни), при всей своей примитивности все же было более совершенным, нежели такие простейшие средства откатки, как корзина на лямке или салазки (о салазках упоминал еще древнеримский ученый и инженер Марк Витрувий Поллион в I веке до н. э.). Салазки, впрочем, удержались в горной практике вплоть до недавних времен: шахтеры-ветераны наверняка еще встречались с «саночниками», как называли у нас представителей этой, одной из наиболее тяжелых шахтерских профессий.

Корзина или салазки – тачка-«собака» – вагонетка, катящаяся по рельсам, – таким было развитие откатки в горном деле. Первые вагонетки представляли собой также просто ящики – чуть более вместительные, поставленные на рельсовый ход. Их появление датируется 1786 годом и связано с именем ирландца Ричарда Ловелла Эджуорта. Средством тяги для них служили сперва люди, а затем лошади, которыми управляли коногоны (это профессия также дожила до нашего века). Для работы под землей в Англии были выведены даже специальные породы низкорослых пони: шотландские, эксмурские и др.

Первой страной, где сумели механизировать откатку, оказалась Россия (еще один пример неверного истолкования ее прошлого как некоей «вековой одичалости», на что падки авторы, не желающие серьезно осмыслить прошлое нашей Родины). Произошло это в конце XVIII века на Алтае, в Змеиногорском руднике. Остроумнейшая система подземных водяных колес, иные из которых достигали 17 метров в диаметре, заставляла двигаться множество разнообразных механизмов. Одни приводили в действие устройства для вентиляции и откачки воды. А другие – тянули наматывающийся на барабан канат с прицепленными к нему вагонетками, катившимися по рельсам. В этом автор « водо действующего завода», как называли Змеиногорский рудник современники, мастер-самоучка Кузьма Дмитриевич Фролов, дослужившийся на склоне лет до высокого горного чина оберберггауптмана, равнозначного чину полковника в армии, шел вровень и даже опережал наиболее передовую в ту пору английскую технику: в Англии рельсы, более или менее сходные с современными, изобрел и использовал в рудниках некий Джессоп в 1789 году, когда полным ходом работали вододействующие диковины Кузьмы Фролова.

Канатная тяга, но уже с паровым, а затем с электрическим двигателем получила в дальнейшем широкое применение. Нередко используется она й сейчас. Но кардинальным решением проблемы внутришахтного транспорта стало появление электровозов, а также разнообразных систем транспортеровконвейеров, кстати, также родившихся в России: первую из них разработал в 1861 году русский конструктор А. Лопатин. В совершенствовании электрической тяги весьма ощутим вклад наших ученых и инженеров, в частности саперного штабс-капитана Ф. А. Пироцкого, творца трамвая.

Впрочем, давайте еще раз мысленно спустимся в любую из современных шахт. Увидев скопление рельсов в околоствольном дворе, стрелки и прочее путевое хозяйство, почти все, впервые попадающие в шахту, говорят одно и то же слово: «метро». Метро – принадлежность самых крупных, чаще всего столичных городов. Не случайно само слово «метрополитен» в переводе с греческого означает «столичный».


Читайка:

Подземные дороги уходят вглубь
Машины угольных колодцев
Лифт в шахте
Атланты подземных сводов...
Свет под землей разгонит тьму
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su