Машина Уатта

По-иному сложилась судьба универсального парового двигателя, к созданию которого почти одновременно с Ползуновым приступил владелец мастерской точных приборов и механик университета в шотландском городе Глазго Джеймс Уатт. В 1769 году он получил патент на паровой двигатель, в котором конденсация пара производилась в отдельном конденсаторе, что сразу повысило экономичность. Затем, переехав по предложению владельца завода в Сохо, близ города Бирмингема, и став здесь главным механиком, Уатт к концу 1774 года построил паровую машину «двойного действия». То, чего добился ранее Ползунов, используя два цилиндра, Уатт осуществил в одном, попеременно впуская пар с помощью особого парораспределительного механизма то с одного, то с другого конца цилиндра. И наконец, придав с помощью маховика непрерывное вращательное движение валу своей машины, Уатт в 1784 году получил двигатель, пригодный для любой работы.

К концу XVIII века паровых двигателей в мире насчитывались сотни. А еще через несколько лет вспыхнули клубы дыма – угольного дыма! – трубы первых паровозов и пароходов. Паровые двигатели довершили промышленную революцию XVIII века и превратили в стремительный поток неторопливую реку времени. Толчком для бурного прогресса стал горючий черный камень. Не истек еще средний срок человеческой жизни – семь десятилетий, как общемировая добыча угля увеличилась во много раз.

К 1870 году она достигла уровня 187 млн. тонн (в 1800 году его добывалось во всех странах около 14 млн. тонн). Угля требовали топки паровых котлов. На угле выплавлялись металлы. Из угля добывался светильный газ. А после удивительных открытий профессора химии в Казани Николая Николаевича Зинина (позже академика) в области органического синтеза уголь сделался сырьем для производства поистине необозримого количества лекарств, красок и множества других необходимых человеку веществ и препаратов. Горная техника, подарившая веку угля навыки, традиции и приспособления, выработанные ею за долгие века, стала развиваться прежде всего на угольных шахтах, а оттуда – поступать на вооружение рудокопов, соледобытчиков и других тружеников недр. И теперь мы кратко обратимся к некоторым направлениям развития горной техники.


Читайка:

Потомство «железного человека»
Наследники собаки
Подземные дороги уходят вглубь
Машины угольных колодцев
Лифт в шахте
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su