Лифт в шахте

Раньше других для подъема добываемых ископаемых стал использоваться гидравлический двигатель, или, проще говоря, водяное колесо. Выше упоминалось о «вододействующем заводе», созданном К. Д. Фроловым на Алтае в конце восьмидесятых годов XVIII века. В его составе был и работающий от водяных колес подъем. Змеиногорский рудник представлял собой наиболее совершенную систему комплекса всевозможных механизмов. Но он отнюдь не пребывал в единственном числе – и раньше, и позже него водяные подъемники работали и в России, и во многих других странах. Простые в устройстве, надежные, долговечные, они имели, однако, тот недостаток, что применяться могли только там, где протекала река.

А угольных шахт немало оказалось в засушливых донецких степях.

Появившиеся во второй половине ХГХ века двигатели внутреннего сгорания в условиях каменноугольной промышленности не могли стать рентабельными, и сколько-нибудь заметного применения в шахтном подъеме не получили. Зато электричество в этом деле сразу же, как говорится, «пришлось ко двору». Прототипом шахтных электро-подъемников стали лифты в домах.

Надо сказать, что, хотя сами по себе устройства типа лифтов использовались еще в Древнем Риме (на них, например, в римских амфитеатрах поднимали на арену животных для кровавой потехи черни), более или менее широко они распространились со второй половины прошлого века. Первый лифт, внешне похожий на современный, был установлен в 1878 году (правда, в действие его приводил все же гидравлический двигатель). Но уже в 1887 году в американском городе Балтиморе в одном из многоэтажных домов был оборудован электрический лифт, Принципиально не отличающийся от нынешних.

Не требовалось особенных усилий, чтобы использовать такую идею и для подъема шахтной клети. Первым спроектировал подобное устройство американский изобретатель Леонард. Чуть позже, создал свою систему и германский инженер Ильгнер. После того как эти весьма сходные между собой системы были дополнены в 1901 году маховиком, электрические подъемные машины для шахт стали входить во все более широкое употребление.

Начиная с 1923 года все новые шахты в России оснащаются только электрическими подъемными машинами: клетевыми и скиповыми. Не редкость и конвейерный подъем. На него ныне возлагают особые надежды специалисты. А управляют всей этой сложнейшей техникой люди особой профессии – машинисты подъема. От их работы зависит бесперебойная связь всех остальных тружеников шахты с поверхностью. Поэтому им требуются и глубокие знания многих технических дисциплин, и особые, не сразу постигаемые навыки, и, конечно же, любовь к своему делу, то есть все то, что нужно и любому другому добытчику топлива.


Читайка:

Атланты подземных сводов...
Свет под землей разгонит тьму
Изобретение Дэви на службе горняков
Ступени вглубь, ступени в завтра
Гигантские машины скребут землю
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su