Изобретение Ползунова

Развивающейся промышленности требовался универсальный двигатель, способный работать в любом нужном месте. Впервые создать такой двигатель удалось нашему соотечественнику, поистине великому механику Ивану Ивановичу Ползунову.

К его созданию Ползунов подходил вполне сознательно и целеустремленно. В докладной записке, поданной им в 1763 году начальнику Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, где он «Сработал «механикусом», Ползунов писал, что собирается «сложением огненной машины водяное руководство пресечь и его вовсе уничтожить» (говоря современным языком – отказаться от использования водяных колес и заменить силу воды силой пара). Он изобрел машину, отличительной особенностью которой стало использование двух цилиндров, действующих так, что в то время, как в одном, где пар конденсировался холодной водой, происходило опускание поршня под действием атмосферного давления, в другом поршень поднимался силой пара. Тем самым рабочее усилие машины становилось непрерывным и независимым от нагрузки. А двигатель приобретал способность выполнять любую нужную работу.

Свою машину Ползунов предназначал для приведения в действие воздуходувных мехов. Но она без всякой переделки могла бы использоваться и для других целей. Машина Ползунова получила высокую оценку его ученых современников. Так, например, один из них, занимавший высокий пост, президент Берг-коллегии, иными словами, глава всего горного ведомства России И. А. Шлаттер, отмечал: «Сей его вымысел за новое изобретение почесть должно».

Сооружал машину Ползунов самостоятельно, с помощью всего лишь нескольких учеников, в 1766 году она была построена, но до ее пуска в ход изобретатель не дожил – он умер в мае 1766 года от скоротечной чахотки, не достигнув еще сорокалетнего возраста. Два месяца спустя после кончины Ползунова машину пустили в ход. А через полтора месяца котел дал течь и ее пришлось остановить. Но и за это короткое время машина окупилась более чем в два раза и принесла 12 с лишним тысяч рублей прибыли – сумму по тем временам огромную! Позже было подсчитано, что, проработав год, она могла бы принести прибыль поистине колоссальную – 480 тысяч рублей. Но косность и высокомерие сановников, которые, по существу, свели безвременно в могилу изобретателя, помешали распространению его идеи. Да и где было равняться солдатскому сыну Ползунову, лишь незадолго до своей кончины произведенному в офицерский чин, с именитыми чиновниками, пренебрежительно относившимися ко всему русскому и готовыми на веру брать любое слово наводнявших страну иноземцев.


Читайка:

Машина Уатта
Потомство «железного человека»
Наследники собаки
Подземные дороги уходят вглубь
Машины угольных колодцев
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su