Гигантские машины скребут землю

У одного из переездов деревянная лестница ведет к огороженной площадке. Смотришь вниз, в глубокую как пропасть чашу карьера: по его склонам движутся гигантские машины – роторные экскаваторы, подлинные передвижные фабрики угля.

Человеку, никогда не видавшему воочию крупный роторный экскаватор, например марки ЭРШРД-5000, нелегко представить себе его грандиозность. Вот несколько цифр для примера: общий вес – 6 тысяч тонн. Для работы всех механизмов нужно столько электроэнергии, сколько ее потребляет город с 50-тысячным населением. Длина сварных швов экскаватора превышает 20 километров. И 57 тысяч заклепок крепят узлы и детали огромной машины, созданной на Ново-Краматорском машиностроительном заводе.

Подойдем к ней поближе. Шестнадцать огромных ковшей на тринадцатиметровом в диаметре колесе яростно вгрызаются в пласт. Мощные механизмы дробят до нужных размеров («фракций», как говорят горняки) добытый уголь. А конвейерная лента двухметровой ширины способна разом загрузить железнодорожный состав, которому не надо при этом даже останавливаться.

Днем и ночью, в будни и праздники течет в вагоны угольная река. И никогда не покидает палуб, мостиков и кают гиганта (корабельные сравнения тут как нельзя уместны) очередная вахта. 51 человек – такова общая численность его экипажа. К их услугам удобные кабины с кондиционерами, телефонной связью с другими членами экипажа, телевизионной установкой, позволяющей следить за работой различных узлов. Есть здесь и комната отдыха. Так выглядит рабочее место людей самой главной на разрезе специальности – машинистов экскаватора и их помощников.

По проложенным на террасах путям идут железнодорожные составы. С высоты смотровой площадки они кажутся игрушечными. Вот один из них, замедлив движение, подходит к великану. Ветер доносит сигнальный гудок электровоза. Считанные минуты и поезд уходит. А на его место торопится встать другой. А вдали, взметнув вверх черное облако, гремит очередной взрыв – он отколет от монолита порцию угля, которую потом загребут ковши экскаваторов. Бурильщики и взрывники – вот еще две профессии, которых требует открытая разработка угля.

Рукотворный каньон разреза «Богатырь» (а мы с вами находимся именно на этом, самом мощном в стране разрезе) тянется в длину примерно на пять километров. От смотровой площадки до его противоположного края, того, где идут работы, – около полутора километров. И все лежащее перед глазами огромное пространство – это уголь, уголь, уголь. Сколько же его тут? Нет, не того, который обнаружили и сосчитали геологи, а именно лежащего снаружи, видимого воочию?

– Примерно 25 миллионов тонн, – отвечает наш спутник, один из инженеров предприятия. – Примерно столько угля добывает иной бассейн за целый год. И это не столь большая по здешним масштабам величина: ведь всего в Экибастузском и рядом расположенном Майкубенском месторождении содержится около 14 миллиардов тонн топлива, залегающего уникальными по мощности пластами на сравнительно малой глубине.


Читайка:

Экономика шахты
Царство гигантов
Какой способ выбрать
Ступени в завтра
Подземная газификация
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su