Экономика шахты

Угольные разрезы весьма различны и по величине, и по количеству добываемого угля, и тем более по внешнему виду. Иные – как «Богатырь» – напоминают гигантскую чашу. Другие больше похожи на извилистое ущелье. Различны и их глубины – от считанных метров до десятков и даже сотен метров. Ученые считают, что в будущем открытые разработки достигнут и даже превысят полукилометровые глубины. Чем же определяется выбор способа разработки месторождения?

Решающее слово здесь принадлежит экономике. Лишь ей под силу определить, какой путь к богатству недр окажется более рентабельным в конкретных условиях того или иного месторождения или бассейна.

Здесь следует сказать, что при всей кажущейся простоте устройства угольного разреза: подумаешь, скажет, кто-нибудь, взглянув на него краем глаза – просто яма в земле, только что огромных размеров! – строительство его и непросто, и отнюдь не дешево. Приходится перемещать миллионы кубометров всевозможных пород, прежде чем распахивается ход к угольным залежам. Сплошь да рядом огромных усилий требует отвод подпочвенных вод, перенос рек и ручьев в специально открытые русла. И людей, если здесь есть поселения, нужно переселить на другое место. Наконец, и те земли, на которых предполагается провести исполинские борозды разреза, отнюдь неравноценны: одно дело, например, безлюдная засушливая степь, другое – плодородная пашня.

А когда вопрос о строительстве разреза решен, надо еще выбрать способ добычи угля. Использование роторных экскаваторов – метод, принятый в Экибастузе, отнюдь не всюду применим. Эти могучие машины не имеют себе равных, когда речь идет о сравнительно более мягких породах и углях. Когда они потверже, лучше использовать шагающие экскаваторы, или, как их еще называют, драглайны. Среди них не редкость – подлинные великаны. Например, на Назаровском месторождении в Красноярском крае работает шагающий экскаватор со сменными ковшами, самый большой из которых имеет вместимость 100 кубометров (примерно такой же объем имеет средняя городская квартира).

Огромный ковш прикреплен к огромной же – стометровой стреле. Шагающие экскаваторы позволяют наиболее целесообразно решить вопрос транспортировки и угля, и прикрывающих его («вскрышных», по терминологии горняков) пород. В некоторых случаях можно обойтись без прокладки в глубине разреза железнодорожных путей или дорог для самосвалов: огромный экскаватор выносит породу на борт карьера и загружает углем транспорт, находящийся наверху. В сочетании с драглайнами работают иногда так называемые механические лопаты – экскаваторы обычного типа, с жесткой связью рукояти и ковша. Есть среди них и машины гигантских размеров: достаточно сказать, что ковши самых больших из выпускаемых у нас механических лопат вмещают 20 кубометров.


Читайка:

Царство гигантов
Какой способ выбрать
Ступени в завтра
Подземная газификация
Искусственное горючее из угля
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su