Царство гигантов

Вообще разрезы – царство гигантов. Об экскаваторах мы уже говорили. Им под стать самосвалы, которыми снабжают всю страну автомобилестроители завода БелАЗ, расположенного в белорусском городе Жодино неподалеку от Минска. Начав с машин грузоподъемностью в 25 тонн, они дошли до 180-тонного рубежа. И вполне реальным представляется создание трехсоттонных самосвалов. Водитель могучего автомобиля – еще одна массовая профессия открытой угледобычи. Выбравшему ее она обещает ни с чем не сравнимое чувство властелина над механическим богатырем.

В разрезах горняки словно берут реванш за стесненность подземных выработок и ее неминуемое следствие – максимально возможное сокращение габаритов всех без исключения механизмов и устройств. Расчеты, однако, показывают, что существуют при нынешнем уровне развития техники, во всяком случае, некие пределы и для карьерных машин, переходить которые едва ли целесообразно. Пределы эти почти достигнуты. Например, емкость ковша драглайна не стоит увеличивать сверх 150 – 170 кубометров. Иначе разорительно дороги окажутся простои столь огромной машины, труднее ею управлять. Свои пределы ставит и прочность используемых материалов. То же самое можно сказать и о роторных экскаваторах, и о механических лопатах, и о карьерных самосвалах. Для карьеров создаются новые виды техники. Например, полная конвейеризация доставки угля от забоя до потребителя, каким в могучих разрезах являются топки тепловых электростанций.

А не за горами еще более удивительные новинки. Мы знаем, что упругие водяные струи находят достаточно широкое применение в шахтной добыче топлива. Разрезы открывают для них поистине необъятное поле деятельности. Гидравлический способ добычи хорошо сочетается с «гидротранспортом», т. е. перемещением добытого угля, а также вскрышных пород с помощью воды. Особенно целесообразно гидродобычу использовать там, где горняку приходится иметь дело с наиболее тяжелыми геологическими условиями, где вскрышные породы состоят из трудно размываемых минералов. Не случайно этот метод внедрен на некоторых разрезах Кузбасса, отличающихся именно такими характеристиками.

Наконец, можно ожидать, что добытчиками угля в разрезах послужат в будущем и системы пневмотранспорта. Сейчас такой способ доставки горной массы опробован на одном из карьеров строительных материалов в Грузии. По трубам диаметром 1020 миллиметров сжатый воздух толкает на расстояние свыше двух километров целые составы из 6 контейнеров с песком и щебнем. Для перемещения полезного груза в 25 тонн тратится сравнительно небольшая энергия: ведь для движения состава в трубе необходим сравнительно небольшой перепад давления. И нет никаких принципиальных препятствий к тому, чтобы воспользоваться подобной системой и для доставки угля из разрезов.

Здесь явно видится широкое поле деятельности для тех, кого привлекут такие специфические и интересные области, как гидравлика и пневматика.


Читайка:

Какой способ выбрать
Ступени в завтра
Подземная газификация
Искусственное горючее из угля
Дамы шахтерских сердец
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su