Атланты подземных сводов...

Разгневался Зевс на титана Атланта, одного из многочисленных сыновей бога неба Урана и богини земли Геи. И за дерзость его и строптивость кару назначил жестокую: на плечи свои принять всю тяжесть небесного свода.

Таков один из греческих мифов. Как родился он? Кто знает? Быть может, тогда, когда под действием еще неумело сложенных сводов древнейших дворцов и храмов трескались и крошились могучие древесные стволы, прообраз последующих колонн – дорических, ионических, коринфских. А может быть, рассказ об Атланте родился в душных подземельях каменоломен и рудников Эллады, где еще большая тяжесть вскрытых пород упиралась в дубовые кряжи стоек примитивной, первой в истории «крепи», как зовется у горняков все то, что предохраняет от разрушения горные выработки.

И в самой глубокой древности, и многие тысячелетия спустя существовало только два способа для этого: напор вышележащих пород сдерживался либо столбами – «целиками» из невыработанной породы, либо, особенно тогда, когда речь шла о породе, каждый кусок которой представлял собой ценность, деревянными опорами.

Только во второй половине XVIII века произошло событие, на первый взгляд, не имевшее ровно никакого отношения к угольной промышленности. Им было сооружение в 1770 году нового моста через небольшую речку Уир близ английского города Сандерленда. Непривычно звонко цокали по нему подковы лошадей, дребезжали ободья колес фургонов, карет и кабриолетов: мост впервые в истории был собран из железа. Так начался новый этап в развитии строительной техники: постепенное внедрение в качестве конструкционного материала железа, чугуна, а чуть позже и стали. Этому способствовало широкое развитие черной металлургии, которое, в свою очередь, опиралось на рост добычи и использования каменного угля. Но прошло еще довольно много времени, прежде чем добытое с помощью угля железо сделалось помощником в его добыче: металлическая крепь впервые появилась в Германии, в Рурском каменноугольном бассейне, лишь в 1861 году. А по-настоящему широкое ее применение относится к рубежу XIX и XX веков.

Не сразу пришел в горную технику и другой надежный материал для крепления подземных сводов – железобетон. Сам бетон был известен еще древним римлянам и даже их предшественникам в развитии культуры Средиземноморья: этруски и карфагеняне за полтора тысячелетия до нашей эры пользовались при строительстве храмов и крепостных стен специально приготовленной массой из щебня и связующего раствора, превращающего ее потом в твердый камень. V С крушением античного мира секреты бетона были надолго забыты. Только в конце XVIII века началось постепенное возрождение этого материала. Толчком к тому послужило изобретение английским каменщиком Джозефом Аспдином так называемого «портлендского цемента», т. е. твердеющей при высыхании смеси обожженной гашеной извести с глиной (такой искусственный камень по внешнему виду напоминал естественный, добываемый близ города Портланда).

Железный каркас впервые догадался залить цементным раствором французский инженер Ламбо в середине XIX века. Последующим своим усовершенствованием железобетон более всего обязан также французским изобретателям и ученым, запатентовавшим в 1869 году сделанные из него плоские плиты, в 1877 – железнодорожные шпалы и т. п. Примерно в то же время железобетон стали применять в строительстве тоннелей. Но и у нас, и за рубежом дерево продолжает широко использоваться в шахтах. Во многих случаях оно незаменимо, и прежде всего там, где нужно быстро соорудить временную крепь: при внезапных обрушениях породы, во временных выработках. Наполненная новым техническим содержанием, продолжает существование стародавняя профессия крепильщика. А ее специфические навыки требуются буквально всем другим подземным рабочим. И большое мастерство требуется от «лесогонов» – так зовутся рабочие, в обязанности которых входит доставка крепежного леса к тем выработкам, где он нужен, и подготовка материала к установке в конструкцию.


Читайка:

Свет под землей разгонит тьму
Изобретение Дэви на службе горняков
Ступени вглубь, ступени в завтра
Гигантские машины скребут землю
Экономика шахты
Содержание

На главную

Шахтеры:

Содержание
Дар сумрачных лагун...
Идем навстречу Солнцу
Дворцы подземного труда
В забое нашему брату не легко
Начало долгого пути
Потомство «железного человека»
Атланты подземных сводов...
Гигантские машины скребут землю
Ступени в завтра
Дамы шахтерских сердец

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su