Салех и Моххамад еще дома

Дорога, по которой мы едем, еще год назад была, наверное, тропой, по которой гоняли скот и ходили на поля, в лес, в горы. Теперь тропу расширили, но не настолько, чтобы наш лихой Мохаммад мог демонстрировать свою лихость, как это было по пути из Медана. Иногда на крутых поворотах приходилось закрывать глаза, чтобы не видеть, когда машина сорвется с обрыва. Но все обходилось, хотя ноющее ощущение опасности оставалось еще долго. Вообще должен сказать, что у индонезийцев, вьетнамцев, других народов Южной Азии, по моему наблюдению, существует какое-то дополнительное чувство – чувство расстояния, они с величайшей точностью определяют последнее, словно внутри у них находятся особые приборы-датчики, предупреждающие об опасности.

Мохаммад ехал медленно и только чудом не задевал бортами о неровные камни вдоль узкой дороги, все время он что-то ворчал.

– Что ты там бормочешь? – не выдержал Салех.

– Зря, говорю, построили эту дорогу, лучше бы пешком ходить, чем так ездить.

– А ты о нас подумал, как бы мы карабкались?

Мохаммад не ответил. Преодолев последний поворот, машина чуть не уперлась радиатором в ограду большого длинного дома на неохватных сваях. Стены дома явно были поставлены с наклоном внутрь. Обширная площадка на уровне второго этажа, выдвинутая вперед, была заставлена деревенской утварью и хозяйственными инструментами – большими керамическими горшками и чанами, котлами, мотыгами, сосудами для воды, свернутыми в рулон циновками, вязанками дров и еще всякой мелочью. Крыша дома, как нахлобученная на глаза фуражка не по размеру, наползала на стены и закрывала их на добрую треть от взора. Сама крыша вогнута посредине, как спина буйвола с тяжкой поклажей, выбросила оба конька далеко и высоко в стороны от стропил. Коньки заканчивались буйволиными головами, искусно вырезанными из дерева (батаки считают, что их прародителем был буйвол).

Войти в дом не так просто. Поднятый метра на полтора-два, а то и три на сваях, он лишен привычного для нас порога, дверного проема, да и самой двери. В полу батакского дома есть квадратный вырез, в который на день спускается массивная лестница. По ней, как моряки по трапу, сообщаются с землей обитатели дома. На ночь лестница убирается, и тогда дом действительно превращается в крепость.

Пока мы рассматривали дом, нас окружила большая толпа детей и взрослых, которые еще раньше заметили машину и гадали, кому потребовалось нанести визит в деревню. Салех, окинув толпу быстрым взглядом, сказал, что все люди принадлежат к роду Насутиона, а значит, его родственники. Салех обменивался с кем-то несколькими фразами, кого-то хлопал по спине, малышам ерошил волосы, девушкам что-то говорил тихо, и те, смеясь и смущаясь, прятались за спины подруг. Но все-таки я заметил, что он несколько напряжен и скован: он не видел деда. Дед же просто выдерживал ритуал, не мог же он как мальчишка броситься навстречу внуку, хотя и очень любит его, давно заменив ему умерших родителей. Но вот и дед показался из лаза крепости. Это был древний, но еще крепкий старик в длинном халате и с высоким посохом, символом принадлежности к почетному племени дукунов. Белый как лунь, с длинной, спускающейся на грудь клином бородой, задубелым от солнца лицом, исчерченным морщинами, будто линиями судьбы на ладони, по которым он у других читает будущее и прошлое, предсказывает радости и печали.


Читайка:

Салех сказал деду и очень огорчился
Книга старика о времени батаков
Когда старик занимался резьбой в жизни
Современное искусство живописи Индонезии
Художники обращаются к живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Содержание

На главную

Слово об Индонезии:

Содержание
Экзотика острова Явы
Годы борьбы народа Индонезии
Быть слугой торговца Шукур
По дороге мимо хижин и рисовых полей
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Казармы японской оккупации
Все годы на островах Индонезии
Три дороги земляков Моххамада
Книга старика о времени батаков
Современное искусство живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Носорог из царства джунглей
Национальное творчество писателей Индонезии
Произведения, романы и повести о жизни страны

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su