Отец крестьянин и резчик по дереву

Спускаюсь с галереи памятника по крутым, истертым за века ступеням. Замечаю молодого яванца, сидящего на земле в тени дерева. Он орудует маленьким резцом по поверхности доски из какого-то темного дерева. Этот непохож на ремесленника, тиражирующего низкопробную продукцию для невзыскательных туристов. Я наблюдаю, как под его резцом оживает картина. В ней угадывается поразительное сходство с одним из боробудурских камней. По морским волнам несется парусник. Под порывами ветра вздулся парус. Пенятся гребни волн. На палубе фигурки людей, грузы. Вероятно, на таких вот кораблях древние индонезийцы, искусные корабелы и мореходы, совершали смелые далекие плавания, достигали берегов Индии, Китая и даже Мадагаскара. И вместе с тем вижу не просто копию с одной из рельефных картин Боробудура. Резчик внес в нее и что-то свое, пожалуй, большую экспрессию, порывистость.

Яванец замечает меня и приветствует:

– Салам! Эта работа еще не закончена...

– У кого учился, бунг?

– У отца.

– Отец резчик?

– Нет, он крестьянин. Но умеет резать по дереву и кости. В нашей семье все мужчины были неплохими мастерами испокон веков. Очень может быть, что наши далекие предки украшали этот памятник. Впрочем, никто этого в точности не знает. Ведь строили Боробудур так давно.

– Значит, отец твой крестьянин?

Мастер тяжело вздохнул и не сразу ответил на простой, казалось бы, вопрос.

– У нашей семьи было совсем мало земли. Собственного урожая никак не хватало, чтобы прокормиться. Отец влез в долги, заложил землю. И вот в конце концов... земля перешла к одному богатому человеку из города. Он разрешил отцу остаться арендатором. Видите, как все получилось... Продолжаем обрабатывать нашу землю, но она уже не наша.

– Но ведь правительство запрещает горожанам скупать земли. На этот счет есть какое-то постановление. Я читал об этом.

– Возможно, и есть такое постановление. Но на то он и богатый человек, чтобы обойти любой закон. Этот господин из Джокьякарты, видите ли, подписал с отцом долгосрочное арендное соглашение. Вроде бы не мы у него, а он у нас арендует землю. Такое не возбраняется. Поди разберись в этом запутанном деле. Одно ясно, хитрый господин обошел закон и прибрал к своим рукам нашу землю. А я вот бросил школу и взялся за резец, чтобы помогать семье.

Посещая Джокьякарту, я всегда старался заглянуть в мастерские знаменитых местных ремесленников. Город славится как центр традиционных ремесел: изготовления батиков, предметов театрального реквизита для яванской классической драмы и театра марионеток. В настоящее время ремесленники переживают трудную пору. Батиковое производство не выдерживает конкуренции со стороны дешевого фабричного батика, штампованного машинным способом. Поэтому многие мелкие мастерские закрылись. С трудностями сталкиваются и чеканщики, к которым мы сейчас направляемся. Причина все та же – дорогие изделия не находят спроса, большинству они не по карману.

Набор для вышивания http://zvetnoe.ru/shop/vyshivka/vyshivka-vyshivka-krestom/.


Читайка:

Создает инструментами орнамент на обелиске
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Почему слишком много иностранных предпринимателей
Факел августовской революции над Мердеком
Казармы японской оккупации
Возвратились к борьбе за независимость от Японии
Содержание

На главную

Слово об Индонезии:

Содержание
Экзотика острова Явы
Годы борьбы народа Индонезии
Быть слугой торговца Шукур
По дороге мимо хижин и рисовых полей
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Казармы японской оккупации
Все годы на островах Индонезии
Три дороги земляков Моххамада
Книга старика о времени батаков
Современное искусство живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Носорог из царства джунглей
Национальное творчество писателей Индонезии
Произведения, романы и повести о жизни страны

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su