Когда отец сказал о скрипке

Отец встал. Медленно подошел к Ахьяту. Потрепал его по плечу, но ничего не сказал.

– Может, флейту? – спросила мать.

Ахьят покачал головой.

– Только скрипку. Почему нельзя купить ее? Разве нет дешевых скрипок?

– Меня дрожь пробирает от ее звука. Я уже говорил тебе.

Ахьят задумался, затем сказал:

– Если так, то не надо ничего покупать. Мне хватит и пианино.

Он повернулся спиной к родителям, пальцы его забегали по клавишам. Вместе со звуками музыки полилось пение; медленно, плавно и страстно звучала «Аве Мария», подобно призыву и мольбе о несбыточном и недостижимом.

Отец пристально смотрел на спину сына. Мать наблюдала за отцом. Затем, понизив голос, чтобы не мешать музыке, прошептала:

– Ты, правда, не в состоянии купить скрипку?

Отец не ответил. Он устало откинулся на диван.

По его лицу было видно, что в нем происходит внутренняя борьба. Черты лица обострились и напряглись. Он глубоко и тяжело вздохнул. Мать глянула на него, затем на Ахьята и тоже тяжело вздохнула. Мелодия достигла кульминации, затем стала ослабевать, жалобно умолкать. Послышался голос отца:

– Ахьят!

Ахьят обернулся. На его сияющем лице была надежда на похвалу.

– Ты уже достаточно хорошо научился играть эту церковную песню. Я больше не хочу ее слышать. Я серьезно говорю тебе – хватит. Я ее не выношу. Так же как скрипку, я терпеть не могу эту мелодию и на пианино. Я не могу ее слышать. Этот юноша тоже играл ее, когда... – Отец запнулся.

– Что за юноша, папа? – с интересом спросил Ахьят.

– Неважно. Сыграй еще. Сыграй что-нибудь веселое. Хорошо, а?

– Какой юноша? – настаивал Ахьят.

Мать смотрела на отца. Отец скривил губы в жалкой улыбке.

– Разве я говорил о каком-то юноше?

– Да, ты сказал, что этот юноша тоже играл эту мелодию.

– Да, да, верно, этот юноша тоже играл «Аве Мария», когда я пришел к нему. Это ему тогда принадлежало наше пианино. Ему нужны были деньги, и он продал пианино мне. А когда я забирал пианино, он плакал. Гладил клавиши. Потом сказал: «Можно я сыграю «Аве Мария», перед тем как расстанусь с моим любимым инструментом». Так он сказал. И когда он закончил играть, я спросил, почему ему так тяжело расставаться с этой вещью.

– Как он любил это пианино! – восторженно воскликнул Ахьят.

– Да, Ахьят. Он рассказал, что еще до того, как голландцы уступили власть индонезийцам, он был помолвлен с девушкой-голландкой. После семья девушки вернулась в Нидерланды. Она оставила ему на память это пианино. Его звали Кисман. На нижней крышке пианино написано это имя. Когда он закончил свой рассказ, то попросил разрешения сыграть эту мелодию в последний раз. Я позволил ему это. Меня потрясла его игра. Закончив играть, он умоляюще посмотрел на меня. И когда пианино грузили на повозку, он умоляюще смотрел на меня. И когда повозка уже была далеко от его дома, я, пока мог его различить, видел, что он стоит посреди дороги и смотрит на свое пианино.

– Как мне его жаль, – проговорил Ахьят, опуская голову. Осторожно спросил: – А почему ты содрогаешься при звуках скрипки?

– Потому что они связаны с еще более тяжелыми воспоминаниями.

– Расскажи мне об этом.

– Нет, тебе не надо знать, что я пережил тогда.

– У тебя становится тяжело на душе, когда ты слышишь эту скрипку, да?

– Да, Ахьят, тяжело. И страшно. И грустно тоже. И тоскливо.

– Тогда не надо покупать скрипку.

Услышав эти слова, отец улыбнулся, подошел к Ахьяту. Поцеловал его в голову. Ласково сказал:

– Ты хороший сын. Ты понимаешь, в чем твой долг. Я не смогу быть в доме, в котором все время звучит скрипка.

– Я не буду играть на скрипке, папа.

Мне нравится актриса Екатерина климова. Вот статья про нее.


Читайка:

Я научился играть на скрипке и пианино
Отец встал когда я стал играть на скрипке
Учитель смотрел в глаза Ахьяту
Учитель хотел чтобы Ахьят сказал правду
Ахьят попал в тюрьму для несовершеннолетних
Носорог из царства джунглей
Содержание

На главную

Слово об Индонезии:

Содержание
Экзотика острова Явы
Годы борьбы народа Индонезии
Быть слугой торговца Шукур
По дороге мимо хижин и рисовых полей
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Казармы японской оккупации
Все годы на островах Индонезии
Три дороги земляков Моххамада
Книга старика о времени батаков
Современное искусство живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Носорог из царства джунглей
Национальное творчество писателей Индонезии
Произведения, романы и повести о жизни страны

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su