Хозяин половины земли и хижины

К крытой камышом хижине пристроен навес. Под ним грубые бамбуковые нары, покрытые соломенной циновкой. На стене вырезанный из старого журнала портрет генерала Судирмана, командовавшего республиканскими войсками на Яве в период борьбы против интервентов, и фотография молодого солдата в рамке. Хозяин пояснил, что это он сам.

– Воевал с голландцами под Бандунгом. Еще мальчишкой был в ту пору. А что завоевал? Посмотрите на мое жилище.

Сама хижина – крошечная каморка с земляным полом, без окон, два на четыре метра. На полу жесткая циновка, которая служит постелью для всех членов семьи, бедная утварь, корзинка для платья. Никакой мебели.

Мы слушаем рассказ крестьянина. Обычная история, которую мог бы рассказать любой бедняк. Его отец еще владел собственным полем, но таким крохотным, что когда нескольким братьям пришлось делить отцовское наследство, то делить, собственно говоря, было нечего. Нашему знакомому достались только овца и вот эти несколько десятков квадратных метров, на которых теперь стоит его хижина да растут две пальмы и бананы. Пришлось арендовать землю у богатого землевладельца. Условия аренды обычные: половина урожая – владельцу земли, половина – арендатору. Но жадному господину и этого было мало. Он норовил урвать побольше с бедняка арендатора. Одолжишь у хозяина пару буйволов или старый заступ – за все плати. А потом он придумал особую плату за воду, за пользование ирригационными сооружениями, хотя сам не вложил в ирригацию ни одной рупии. Вот и доставалась арендаторам не половина урожая, а только четверть или того меньше. Бывший солдат, воевавший с интервентами, попытался как-то раз поспорить с хозяином, заговорил о справедливости. Богач не стал спорить, а сказал:

– Если тебя не устраивает хозяин, поищи себе другого. Ты больше не арендуешь мою землю. Я могу распоряжаться ею как мне угодно.

Попытался было бедняк просить землю в аренду у других богатеев, да никто не захотел связываться со строптивым арендатором. Прежний хозяин постарался создать ему самую скверную репутацию в деревне.

Вот и живет теперь старый крестьянин лишь тем, что собирает дикорастущие кокосовые орехи и пытается продавать их проезжим. Торговля идет плохо. Бывают дни, когда не удается продать ни одного ореха. Да и нет прежних сил, чтобы легко взобраться на пальму.

Может быть, район Западной Явы, о котором шла речь, район исключительной бедности, нищеты крестьян? Вовсе нет. Ту же картину можно наблюдать и в Центральной и Восточной Яве.


Читайка:

По дороге мимо хижин и рисовых полей
Жизнь, культура и религия Индии
Отец крестьянин и резчик по дереву
Создает инструментами орнамент на обелиске
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Почему слишком много иностранных предпринимателей
Содержание

На главную

Слово об Индонезии:

Содержание
Экзотика острова Явы
Годы борьбы народа Индонезии
Быть слугой торговца Шукур
По дороге мимо хижин и рисовых полей
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Казармы японской оккупации
Все годы на островах Индонезии
Три дороги земляков Моххамада
Книга старика о времени батаков
Современное искусство живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Носорог из царства джунглей
Национальное творчество писателей Индонезии
Произведения, романы и повести о жизни страны

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su