Дети дразнят Ахьята в классе

Учитель раздраженно покачал головой. Хотелось стукнуть Ахьята по его бестолковой голове. Жаль, Ахьят не его сын. Да и его собственный сын такой же тупица. Он с силой ударил указкой по классной доске, отошел к окну вдохнуть свежего воздуха и успокоиться. С доски на пол посыпались крошки мела. Весь класс испуганно молчал.

Ахьят, двенадцатилетний мальчик, стоял потупившись за последней партой, потом поднял голову и неуверенно посмотрел по сторонам. Он был самый большой мальчик в классе. И самый глупый. И самый робкий.

В четвертом классе было тихо. Детей осенило: учителю сегодня досталось от жены. В мире и впрямь все связано. В такие минуты ученики в душе молча ругали его. Ругали от всего сердца. Они знали, что учитель – злюка, и когда не в духе, то вымещает злость на учениках. На всех: плохих и способных, умных и глупых. Особенно достается классной доске, да и стол часто не избегает ударов его указки.

Четвероклассники, как и все их сверстники, очень любили посплетничать об учителях. Распространяя сплетни, они тем самым мстили учителю. Однажды, когда учитель был зол, один из учеников рассказал, что вчера тот задолжал в лавке его отца. В другой раз кто-то рассказал, что поутру за учителем погналась соседская собака и он удирал от нее по улице. И еще они точно знали, что он хочет всегда быть господином, и в школе и в семье, и пыжится совсем как ободранный петух.

Учитель все еще стоял у окна. Дети испуганно молчали.

Наконец учитель повернулся к классу и поверх голов школьников посмотрел на Ахьята. Затем, уже немного спокойней, спросил:

– Может быть, ты забыл наш гимн?

Ахьят по-прежнему стоял потупившись.

– Ты оглох? – повысил голос учитель.

Ахьят не отвечал. Ему стало еще страшней.

– Ты выучил?

Ахьят вздрогнул. Слегка поднял голову. Медленно ответил:

– Выучил.

– Ну, рассказывай.

Запинаясь, Ахьят стал декламировать. Но, поскольку обычно он пел гимн, а сейчас надо было рассказывать, получалось плохо. Время от времени он останавливался, чтобы вспомнить слова. И не успел он дойти до конца, как учитель прервал его:

– Посмотрите-ка на него! Он не знает наш гимн. А еще учится в четвертом классе. Сколько лет ты пробыл в третьем классе?

– Два.

Учитель презрительно засмеялся:

– Хочешь снова вернуться в третий класс?

Молчание. Ученики стали оборачиваться и поглядывать на Ахьята, вызвавшего гнев учителя. И затем:

– Ох, какой же ты бестолковый! – и помолчав: – Сколько лет ты был во втором классе?

– Один.

– А в первом классе?

– Два.

– Бараньи мозги! Тебе только в хлеву место. Ну а сколько же лет ты собираешься провести в четвертом классе?

Ахьят не отвечал.

– Ну что уткнулся в парту? Отвечай, кому говорят!

Ахьят боялся посмотреть в глаза учителю. Мысли смешались, он думал об отце, о матери, о своей собаке и о своем огородике – о всем том, что он любит. Ему хотелось бежать отсюда. Вернуться к тому, что он любит.

А учитель сказал:

– Каждый ученик, Ахьят, должен хорошо знать нашу историю. Перепиши текст гимна двадцать раз и завтра отдай мне. Отдашь мне утром, перед демонстрацией. Слышишь?

– Да, господин учитель.

– Да... завтра какое число?

– Семнадцатое августа тысяча девятьсот пятьдесят девятого года.

– А какая годовщина?

– Четырнадцатая.

– Тебе сколько лет?

– Двенадцать.

– Значит, ты родился через два года после провозглашения независимости.

У остальных учеников страх постепенно проходил.

– Ну, вот, – продолжал учитель, – кем был твой отец во время революции?

Ахьят не отвечал. У остальных учеников страх исчез совершенно. Даже наоборот. Они оживились, стали презрительно поглядывать на Ахьята и смело смотреть на учителя.

– Ты оглох? Открыть тебе рот этой указкой, что ли?

Ахьят затравленно взглянул. Затем его глаза забегали.

– Так кем был твой отец во время революции? – прокричал учитель из-за своего стола.

Очень медленно, стыдливо, робко и печально Ахьят сказал:

– Шпионом.

Его глаза покраснели и наполнились слезами. Все ученики весело смеялись. И учитель тоже громко рассмеялся.

– Дети, – сказал он, как бы исключив Ахьята из их круга. – Мы все живем благодаря борьбе индонезийских героев против голландских и японских угнетателей. Даже дети шпионов могут пользоваться плодами их борьбы, – он понизил голос и обращался уже непосредственно к Ахьяту: – И ты тоже, Ахьят.

Дети громко засмеялись. Учитель забыл о своем гневе. Он забыл и об уроке.

– Представьте, – он указал на Ахьята, как показывают на барана, которого покупают на рынке, – что революция бы не произошла и наши герои не отдали свои жизни за свободу. Может быть, он стал бы судомойкой у голландцев. Или купал бы их собак. Дети, вы не испытали господства голландцев. А я до восемнадцати лет испытывал его. И знаете что? Они своих собак ценили больше, чем слуг и служанок.

Мини – школьница, сидевшая за первой партой, посмотрела на учителя, который продолжал весело смеяться, и серьезно спросила:

– Господин учитель, а это тоже надо учить?

– Конечно.

– Это тоже входит в урок истории?

– Да, это тоже входит в урок истории.

Мини обернулась, отыскивая взглядом Ахьята, снова спросила тонким голосков:

– А если это кого-нибудь заденет?

– Нет, ни в коей мере. Это исторический пример. История каждой страны имеет свои примеры. А кем был твой отец, когда началась революция?

– Не знаю.

– Тоже шпионом?

– Мой родной отец умер, когда я еще не родилась.

Одноклассникам не понравилось вмешательство Мини. Из середины класса послышалось:

– Господин учитель, расскажите еще.

смотреть великолепный век


Читайка:

Почему отец должен хорошо учить тебя
Отец достаточно сказал Ахьяту
Ахьяат просил у отца скрипку
Когда отец сказал о скрипке
Я научился играть на скрипке и пианино
Отец встал когда я стал играть на скрипке
Содержание

На главную

Слово об Индонезии:

Содержание
Экзотика острова Явы
Годы борьбы народа Индонезии
Быть слугой торговца Шукур
По дороге мимо хижин и рисовых полей
Индустриализация Индонезии и иностранные корпорации
Казармы японской оккупации
Все годы на островах Индонезии
Три дороги земляков Моххамада
Книга старика о времени батаков
Современное искусство живописи Индонезии
Черты героев искусства художников
Носорог из царства джунглей
Национальное творчество писателей Индонезии
Произведения, романы и повести о жизни страны

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su