Жизнь и взгляды Лукиана

Дошедшая до нас биография Лукиана почерпнута из его произведений и дополняется только историческими данными. Его родиной была Сирия периода римского владычества. Город Самосата в верховьях Евфрата, где он родился около 120 гг., был оживленным административно-хозяйственным центром и столицей небольшого, но древнего царства Коммагены, которое находилось на севере Сирии (в настоящее время это турецкий вилайет Малатья, город Самосата расположен недалеко от Алеппо); ого северная граница проходила по Армении.

К тому времени это было типично эллинистическое государство, и даже потомки царей считали себя гражданами Афин. Во время римского господства наряду с внешним расцветом и выдвижением ряда крупных деятелей и писателей-провинциалов3 именно здесь, на Востоке, наметились признаки разложения существующего общественного строя, свирепствовала эксплуатация, шла непрекращающаяся борьба против римского господства. Это создавало почву для роста суеверий: процветала восточная магия, возникали различные религиозные секты, действовали «маги» и «магусеи», пророки, проповедники, предлагавшие рецепты для исправления зла. Еще свежо было воспоминание об языческом «святом» Аполлонии, который недалеко от Самосаты, в Тиане, проповедовал реформированную религию и подражал Пифагору. Юношей Лукиан наблюдал проделки фокусников и научился их разгадывать; любые «чудеса» вызывали у него смех, а иногда и удивление ловкостью жрецов.

Лукиан был сыном небогатого ремесленника, но, несмотря на все препятствия, решил получить образование. В автобиографическом произведении Лукиан рисует свой юношеский идеал: благоразумие, справедливость, благочестие, кротость, доброта, рассудительность, сила, любовь ко всему прекрасному. Но прежде всего – это знание; благодаря ему он (юноша) будет знать прошлое, настоящее и даже будущее.

Много упорного труда требовало это решение. Лукиан-подросток уезжает из родного города. Он учится в городах Ионии той науке, которая казалась воплощением образования и сулила блестящее будущее, – риторике.

В начале своей деятельности Лукиан был ритором распространенного в то время направления – аттикизма. Его увлек лозунг возврата к стилю и даже сюжетам афинских ораторов и писателей классических времен, в котором греки находили средство утвердить свое национальное достоинство в условиях римского господства. От его внимания не ускользают смелые и вольнодумные высказывания Еврипида, сатирические изображения богов Аристофаном, атеизм философов-материалистов VI – V вв. до и. э. и некоторых софистов. Уже тогда в нем проявились черты, которые характеризуют все его творчество: он критически воспринимает влияния, охотно черпает из разных источников и направлений, но подходит к ним с точки зрения здравого смысла, извлекая из них «рациональное зерно». И еще одна черта была присуща ему – он прекрасно улавливал все смешное. Сначала он высмеивал излишнюю архаизацию и искусственность языка («Лексифаиес») и стремился сам писать ясно и понятно. В дальнейшем Лукиан будет высмеивать человеческие пороки и предрассудки, веру в богов и суеверный страх смерти. Смех станет его оружием, смех привлечёт и аудиторию. Его подражание древним не было эпигонским и такую литературу он в дальнейшем осудил («Как писать историю»); его образы и мысли, хотя, части господствующей теории «мимэзис» (подражания), во многом заимствованы у классических писателей, и сюжеты знакомы, были навеяны современностью, отражали жизнь и глубоко задевали слушателей.


Читайка:

Деятельность Лукиана в Антиохии
Написание произведений о религии
История Перегрина в изложении Лукиана
Каковы были социальные воззрения Лукиана?
Свидетель и критик раннего христианства
Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан
Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана
Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su