Время для создания философии мира

Начало борьбы между наукой и религией автор также относит к VI в. до н. э., когда возник вопрос о причине происхождения мира. Одной из важнейших доктрин, противостоявших идее творения мира богом, является доктрина свабхава. Индийский пацифист указывает, что в древности этим термином обозначался естественный закон, и поэтому он критикует существовавшую в средневековой Индии тенденцию интерпретировать свабхававаду как опровержение закона причинности. Выдвигая доказательства в пользу своей точки зрения, Д. П. Чаттопадхьяя подчеркивает, что в истории индийской философии закон причинности отвергается лишь по двум причинам: отрицание реальности или отказ от результата или причины.

В соответствии с доктриной свабхава, мир, в котором мы живем, не лишен закона, только не существует высшего принципа, правящего им. В этих натуралистических взглядах Д. П. Чаттопадхьяя видит предвозвестника науки и поэтому исследует связь натурализма с системой локаята и санкхья, считая эту связь вполне очевидной.

Помимо тщательного анализа, касающегося рассмотрения общетеоретических проблем происхождения и развития атеизма, Д. П. Чаттопадхьяя исследует те элементы атеизма, которые содержатся в различных философских системах.

Поскольку наиболее древней и известной своими атеистическими традициями является школа санкхья, он начинает именно с нее. Правда, в настоящее время от этой древней и влиятельной философии осталась лишь груда развалин. В свое время школа пользовалась научными аргументами. Как указывает академик

Ф. Шербатский, санкхья после ряда реформ превратилась в тень веданты и прекратила существование в качестве независимой школы.

Путем тщательного анализа обширного и многообразного материала Д. П. Чаттопадхьяя пытается восстановить историческое прошлое санкхьи. Прежде всего он устанавливает, что ранняя санкхья ничего не говорит о боге и придерживается доктрины пракрити, или первичной материи. Основоположники этой философии говорили, как может предмет обладать качествами, идущими от бога, в то время как предполагается, что сам бог лишен качества. Один из крупнейших представителей этой философии, Гаудапада, считал, что бог не может быть первопричиной мира, ибо мир материален, а бог не материален, в то время как закон причинности требует соответствия между причиной и следствием. Поэтому только пракрити может быть причиной материального мира. Ярко выраженные атеистические тенденции можно отметить в 57 стихе Санкхья-карики, где на основе доктрины свабхава говорится, что эволюция мира происходит без вмешательства какого-либо сознательного принципа. Таким образом, атеизм санкхьи заключается, во-первых, в том, что признание бога считается онтологически неправильным и, во-вторых, логически неправомерным. Атеизм санкхьи следует из доктрины первичной материи, движущейся по законам, заключенным в ней самой и одинаково связанным с происхождением и развитием мира. Трава и вода, питающие корову, естественным путем превращаются в молоко, питающее теленка. Точно так же происходит процесс превращения первичной материи в мир, или, вернее, эволюция мира из первичной материи. Поэтому в этой школе нет вопроса о принятии принципа сверхъестественного руководства этими процессами. «Санкхья представляет собой не только древнейшую форму систематизированного атеизма в истории мировой философии, ее атеизм аргументирован научными или близко к ним стоящими аргументами. Философия санкхьи представляет одно из блестящих интеллектуальных достижений древнего мира»


Читайка:

Почему страдают живые существа
Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога
Что можно предложить в качестве знания
Основные положения мимансаки
Рассуждения о творении добра и зла
Объяснения создания мира и всего сущего
Философская мысль в познании бога
Проблемы католицизма и общества

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su