Воспитание религиозных отношений в современной семье

Современная религиозная семья потеряла свое внутреннее единство в отношении к религии. Она уже не представляет собой однородной группы, в которой степень религиозной убежденности всех ее членов проявляется на одном уровне.

Результаты исследования показывают, что наибольшая религиозность отмечается у старшего поколения в семье – родителей супругов, родственников родителей и супругов, других близких. Многие из них имеют низкий общеобразовательный и культурный уровень, оторваны от производства и больше других членов семьи тяготеют к религиозным нормам внутрисемейных отношений.

Религиозная семья в настоящее время – это сложное и противоречивое переплетение глубоких по содержанию религиозных верований и привычек старшего поколения с довольно поверхностными по характеру религиозными представлениями у молодежи, носящими черты традиционности и уступающими место безрелигиозным или атеистическим убеждениям.

Вот один из примеров, который довелось наблюдать в ходе исследования. В Кировском районе Ярославля проживает семья П. Оба супруга глубоко верующие люди. Всю жизнь они строили по «заповедям божьим». Венчались в церкви, крестили детей, соблюдали посты и религиозные праздники, до сих пор посещают церковь почти каждую субботу или воскресенье. Детей – сына и дочь – приучали к религии с раннего возраста, но вместе с тем дали им и образование. Сын имеет высшее образование, дочь окончила техникум, работает мастером на одном из крупных предприятий города. Она не считает себя верующей, так как в существование бога не верит и в повседневной жизни не придерживается церковных предписаний, но привыкла с детства к иконам, к молитвам матери, строгости в соблюдении религиозных заповедей у отца. Поэтому она иногда вместе с матерью ходит в церковь, участвует в религиозных праздниках, которые соблюдают родители. Сын, приезжая домой, проявляет полное безразличие к религиозной обстановке в родительском доме. «Он ни разу не упрекнул меня за то, что все еще в бога верю и в церковь хожу, – говорит мать семейства, – но своих детей наотрез отказался крестить и в бога не верит».

О противоречивости и неоднородности внутреннего мира религиозных семей свидетельствуют данные о посещении членами семей церкви.

Как видно из таблицы, большинство верующих посещают церковь от случая к случаю. В жизни они чаще руководствуются житейским опытом и знаниями, чем религиозными предписаниями. Прослеживается тенденция угасания религиозного поведения от старшего поколения к младшему: 76,1% у старших членов семьи, 34,2% у среднего поколения (матери) и 14,4 у третьего поколения (жены).

Среди семей верующих встречаются и такие, в которых религиозность женщины сосуществует с безразличием мужчины (мужа, отца) к религии и его невмешательством в религиозный мир членов семьи.

Религия потеряла свое значение в таком важнейшем звене структуры внутрисемейных отношений, как отношения супругов. Очень редко в настоящее время можно встретить семьи, в которых бы отношения мужа и жены строились на религиозной основе.

Все это свидетельствует об освобождении всех звеньев внутрисемейных отношений от опеки религии, и прежде всего отношений между мужем и женой, составляющих основу семьи. На то же указывает снижение числа венчаний при вступлении в брак. В Ярославской области, например, за последние 10 лет их число сократилось более чем в 6 раз и составило в 1969 г. 0,16% от числа всех заключенных браков. В этой связи является характерным замечание одного из бывших священнослужителей К. Беляева, который пишет, что «нынче свадьбы в церквах – явление настолько редкое, что каждый настоятель количеством свадеб похваляется, как особым своим авторитетом среди прихожан».

Таким образом, результаты исследования позволяют провести дальнейшую детализацию типологии семей в зависимости от более или менее общих для них признаков в отношении к атеизму и религии. Можно предположить наличие следующих типов семей: семьи активно верующих, верующих, колеблющихся, традиционно верующих, индифферентные семьи, семьи неверующих, семьи атеистов и воинствующих атеистов.


Читайка:

Особая часть колеблющихся верующих
Религиозное воспитание в опрошенных семьях
Отношение к религии в семьях верующих
Особенности отношений в семьях атеистов
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Преодоление живучести религиозных обрядов
Работа организованных секций
Современный протестантизм: проблемы теории и практики
Конференция о проблемах протестантизма в современном мире

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su