Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан

9 – 10 сентября 1971 г. в г. Ташкенте проходил республиканский семинар-совещание, посвященный пропаганде и внедрению в быт трудящихся новых гражданских обрядов и ритуалов. Совещание, созванное в Узбекистане, подвело итоги работы по осуществлению программы борьбы с пережитками прошлого и утверждению гражданских обрядов, ритуалов и праздников.

В совещании приняли участие секретари обкомов, горкомов и райкомов партии, заведующие отделами пропаганды и агитации и руководители лекторских групп, ответственные работники партии Узбекистана, Совета Министров республики, работники печати, культурно-просветительных учреждений, высших и средних учебных заведений, творческих союзов.

С докладом «Внедрение в быт трудящихся новых обрядов и ритуалов – важный участок идеологической работы» выступил секретарь Узбекистана А. У. Салимов. Он обобщил опыт работы партийных организаций Узбекистана по внедрению в быт трудящихся новых праздников и обрядов, подчеркнув их значение в гуманистическом воспитании населения и утверждении новых форм быта.

На совещании речь шла о координированном, комплексном характере деятельности идеологических, научных, культурно-просветительных учреждений республики по созданию гражданской обрядности. Работа печати, учреждений культуры и искусства, радио и телевидения как важных средств пропаганды новых ритуалов освещалась в выступлении министра культуры Узбекистана А. М. Кучкарова, председателя Государственного комитета Совета Министров Узбекистана по телевидению и радиовещанию У. Я. Ибрагимова, редактора газеты «Совет Узбекистони» М. К. Кариева и др.

В создании новых обрядов и ритуалов ведущая роль принадлежит учреждениям культуры и искусства. При дворцах культуры, клубах создано более 250 «домов счастья», в которых торжественно проходит регистрация браков и свадьбы, вручение паспортов молодежи, проводы пожилых на пенсию. Работники культуры и искусства проявили инициативу по введению в общественную жизнь многих новых праздников. Завоевали признание театрализованные представления, народные гулянья в парках культуры и отдыха республики: «Карнавал дружбы», «Праздник цветов» и др.

Активную работу по популяризации новых обрядов проводит республиканская печать. На страницах центральных газет и журналов регулярно публикуются статьи, посвященные этой проблематике. В редакциях ряда газет созданы общественные советы по пропаганде новых традиций.

Радио и телевидение особое внимание уделяют идейно-воспитательной работе среди молодежи. Корреспонденты радио делают интересные репортажи о свадьбах; ведутся трансляции из дворцов бракосочетаний, отделов загсов; непосредственно из школ, училищ, техникумов организуются передачи о посвящении в рабочие, о Дне призывника и др.

Актуальной проблеме, имеющей большое теоретическое и практическое значение, месту безрелигиозных праздников и обрядов в системе научно-атеистического воспитания посвятили свои выступления ученые, преподаватели вузов: заведующий кафедрой философии Казахского педагогического института имени Абая, доктор философских наук, профессор Н. С. Сарсенбаев, заведующий сектором философии Института истории, языка и литературы имени Н. Давкараева Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистната, кандидат философских наук Ж. Базарбаев и др.

О соотношении национальных и интернациональных традиций и их использовании в гуманистическом воспитании, становлении военно-патриотических традиций, традиций рабочего класса говорили зав. отделом пропаганды и агитации Сырдарьинского обкома КП Узбекистана И. Джамалов, пропагандист политотдела Наманганского облвоенкомата М. Тургунов и др.

Некоторые вопросы теории обрядности – ее структуры, специфики, соотношения старого и нового – были поставлены в выступлении профессора Н. С. Сарсенбаева. Докладчик попытался раскрыть особенности обычаев и традиций как важнейших элементов культуры народа, дать определение понятий «обряд», «ритуал», в понимании которых в научной литературе пока еще встречаются существенные расхождения.

В докладе говорилось об источниках и путях формирования и развития новых безрелигиозных обрядов, праздников, традиций. Автор предложил использовать прогрессивные народные традиции, переосмыслив их, очистив от религиозных, реакционных наслоений и окраски, заимствовать красивые и мудрые обычаи братских народов, создавать новые обряды и ритуалы.


Читайка:

Преодоление живучести религиозных обрядов
Работа организованных секций
Современный протестантизм: проблемы теории и практики
Конференция о проблемах протестантизма в современном мире
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Особенности индийской философии
Философские школы и их развитие
Истоки индийского атеизма с различных точек зрения
Время для создания философии мира

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su