Влияние религиозных слов на индивида

Чем примитивнее словарь индивида, тем большая часть его индивидуального чувственного опыта приобретается вне словесных понятий и вне возможности словесной общественной передачи. Однако не только индивидуальный чувственный опыт в некоторых случаях выходит из семантического поля языка. В языке имеются слова, которые выходят из сферы индивидуального опыта. К ним относятся именно религиозные слова, которые несут с собой лишь «шелуху понятий».

Подтверждением является, в частности, концепция известного польского кибернетика X. Греневского, который в пределах чувственного кода выделил информацию первого и второго типа, исходя из учения И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Греневский констатирует, что результатом этих двух потоков информации могут быть у человека четыре состояния:

1. Чувственно-именное состояние – состояние, содержанием которого является «информация – ощущение» и хотя бы приблизительный или частичный перевод ее на речь.

2. Чувственно-безыменное состояние – «информация – ощущение» при отсутствии ее (хотя бы приблизительного или частичного) перевода на речь.

3. Именно-чувственное состояние – состояние, содержанием которого является информация, принадлежащая к коду – речи и ее (хотя бы приблизительный или частичный) перевод на код ощущений.

4. Внечувственное состояние – информация, относящаяся к коду – речи при отсутствии ее (хотя бы приблизительного или частичного) перевода на код ощущений.

В свете исследуемой проблемы представляют интерес два состояния: «чувственно-безыменное» и «именно-внечувственное». В связи с приведенными выше определениями этих состояний можно сделать следующие выводы:

I. У каждого человека имеется набор чувственно-безымянной информации (например, некоторые чувства, некоторые эстетические, болевые и соматические ощущения).

II. Все слова, относящиеся к «сверхъестественному» (т. е. религиозные слова), лишены ощущений (например, бог, дух, ангел, святость).

III. В индивидуальной психической жизни верующего происходит взаимодействие между безыменной чувственной сферой и лишенной ощущений сферой религиозных слов.

Таким образом, религиозные слова осуществляют свою сигматическую функцию в психике индивида через отнесение их к чувственно-безыменному материалу.

Доказательством этого тезиса могут служить «психологизирующие» теологические концепции, т. е. те, которые пытаются вывести бога из субъективного опыта индивида. Примером является одна из популярных в настоящее время на Западе теологических работ – книга Р. Отто «Святое». Уже подзаголовок книги – «Иррациональные элементы в понятии божества и их отношение к рациональным элементам» – многое говорит о взглядах автора. Основной мыслью этой книги является тезис о том, что главная религиозная категория, какой, по мнению Отто, служит понятие «святое», содержит особый элемент, который «ускользает от того, что рационально... и является arreton ineffabile (чем-то не выраженным), поскольку он полностью недоступен охвату понятием». Поэтому, утверждает Отто, ««святое» невозможно сформулировать точно, а лишь возможно его исследовать. Мы можем помочь читателю понять «святое» лишь тем, что будем стараться довести его (читателя) нашими исследованиями до такого состояния его собственной индивидуальности, когда оно (понятие «святого») само будет вынуждено пробудиться, оживиться и дойти до его сознания» Так Отто пытается подчинить чувственно-безыменный опыт человека религиозным словам.

В заключение следует подчеркнуть, что изложенная в данной статье позиция требует комплексного подхода к проблеме, выходящего за рамки лингвистики или психологии. Рассматривая некоторые религиозные явления на фоне теории языка, необходимо помнить, что сам язык также требует выяснения и должен рассматриваться в соответствии с материальными условиями бытия и с человеческой практикой, преобразующей это бытие.

Религиозные явления, в течение тысячелетий связанные с культурой, требуют вдумчивого и всестороннего теоретического анализа. Каждый подход, позволяющий выявить источник религиозных иллюзий, имеет свою ценность. Любая попытка выявления некоторых аспектов роли языка в формировании религиозности индивида является подтверждением атеистического тезиса о социальных источниках религиозности. Расширение научного анализа предпосылок религиозности обогащает полемику с некоторыми теологическими концепциями, пытающимися «открыть» существование сверхъестественного в субъективных, внеязыковых переживаниях индивида. Поэтому изучение роли языка как фактора формирования религиозности имеет большое значение для теории научного атеизма, а значит, и для атеистической пропаганды и воспитания.


Читайка:

Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su