Влияние национальной культуры на религию

Исходя из декларации эмигрантской социал-демократии Литвы, Латвии и Эстонии о создании общего балтийского государства с целью реставрации буржуазного строя, многие реакционные эмигрантские деятели обосновывают и разрабатывают эту идею. Они утверждают, что прибалтийские республики по своему историческому и культурному развитию принадлежат к «Западу». Поскольку они уже не рассчитывают посредством применения вооруженной силы «восстановить демократию» в прибалтийских республиках, ставка делается на идеологическую диверсию. Эта «новая стратегия не приняла еще конкретных форм, но уже наметились ее контуры. Ориентировка на вопросы культуры предусматривает использование тех элементов литовского интеллектуального наследия, благодаря которым можно отколоть в духовном отношении Литву и другие балтийские государства от России».

По замыслу антигуманистов, углубление религиозности и национализма в сознании верующих людей должно привести к «пассивному восстанию», что в свою очередь «с помощью реформ» будет способствовать «восстановлению политической и культурной свободы и реставрации демократии» 5, т. е. капиталистического строя. Проектируемый «Союз Прибалтийских республик» должен будет по их планам тесно сотрудничать с Соединёнными Штатами Европы и заняться наведением «мостов» между Западом и Востоком

Ставка антигуманистов на религию и национализм не случайна. Между конкретными религиями и нациями существуют исторически сложившиеся объективные взаимосвязи. С одной стороны, паразитируя на национальном, церковь использует национальные традиции, культуру, язык, претендуя на роль хранительницы национальной культуры. С другой стороны, приспосабливаясь к национальным традициям и культуре и пользуясь поддержкой господствующих классов, религия за много веков наложила свой отпечаток на развитие духовной жизни нации. Именно на этой почве в общественной психологии сложилось превратное представление о тождественности национальной и конфессиональной принадлежности (например, литовец – католик, русский – православный), о том, что религия якобы способствует сохранению преданности своему народу, его традициям и обычаям.

В результате разрешения национального вопроса в России и объявления религии частным делом каждого гражданина взаимосвязь национального и религиозного была подорвана. Дальнейшее развитие национальных отношений в обществе происходило независимо от религии. Следовательно, существующая связь между национальным и религиозным не является органической. Освободившееся от религиозных цепей, национализма и шовинизма, взявшее на вооружение принципы интернационализма, национальное самосознание граждан Литвы стало могучим стимулом строительства новой жизни и расцвета подлинно национальной культуры.

Реакционных литовских эмигрантов пугает отход верующих-католиков от церкви, а также сужение сферы влияния религии. «Никакое явление жизни в Литве не претерпело такого воздействия строя, как христианская религия, которая только тлеет, – пишет идеолог «литовского либерализма» Ф. Юцявичус, – Если не хотим, чтобы она совершенно потухла, то мы должны искать возможности внести религиозный огонь в литовскую жизнь». В чем же литовские эмигранты видят эти возможности? Прежде всего в национализме и еще «тлеющих» религиозных чувствах народа.


Читайка:

Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме
Критика атеизма в католической религии
В чём сила католической церкви

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su