Влияние английского деизма на американское просвещение

Большое влияние оказал английский деизм на философию американского Просвещения. Этому способствовали и общность языка, и английское происхождение ряда мыслителей Нового Света. Уроженцами Британии были К. Колден, Т. Пейн, Т. Купер. Последний был учеником и сотрудником Пристли и вместе с ним в 1794 г. переселился в США.

Франклин и Джефферсон, Колден и Аллен, Пейн и Купер пропагандировали и развивали деистическую форму материализма, выступали против официальной религии церкви. Вместе с тем, как справедливо отмечает Б. Э. Быховский во вступительной статье к изданию избранных произведений американских просветителей, «американский деизм не тождествен английскому, хотя в значительной мере сложился под его непосредственным влиянием» По сравнению с английским деизмом американский деизм отличался большим демократизмом, а также радикализмом, выступал как один из компонентов демократически-республиканской идеологии. Американские просветители, будучи вдохновителями антиколониальной войны за независимость, несли передовые идеи своего времени в массы, стремились сделать их достоянием народа.

На иной социальной почве и в других исторических условиях развивался немецкий деизм. Экономическая и политическая отсталость Германии, господство феодально-абсолютистских порядков, произвол властей, притеснявших народные массы в союзе с реакционным духовенством, мешали развитию и распространению свободомыслия. Однако и в этих условиях передовые умы выступали с критикой религиозного вероучения, которая зачастую велась с позиций деизма.

К деизму примыкали философ Г. Реймарус (1694 – 1768) и известный деятель немецкого просвещения Г. Лессинг (1729 – 1781). Первый подверг резкой критике христианскую религию, критически исследовал содержание Библии, объявив ее делом рук человеческих, а все существующие вероисповедания – обманом и ложью. Историческим религиям Реймарус противопоставлял «естественную» религию, основанную па данных разума и науки. Из-за боязни преследования Реймарус не опубликовал своего основного произведения «Апология, или Сочинение в защиту разумных почитателей бога». Выдержки из него были напечатаны Лессингом без указания автора, когда Реймаруса уже не было в живых.

В мировоззрении Лессинга сочетались элементы деизма и пантеизма в их материалистической интерпретации. «Ортодоксальные понятия о божестве не существуют более для меня», – подчеркивал немецкий просветитель. Лессинг решительно выступал против религиозного фанатизма, отстаивал веротерпимость и равенство людей независимо от их вероисповедания и сословного происхождения. Язычество, иудаизм и христианство он рассматривал как последовательные ступени нравственной эволюции человечества, конечной целью которой является торжество разума и справедливости.


Читайка:

Материализм в философии Просвещения
Современные религиозные мировоззрения
Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность
Воспитание религиозных отношений в современной семье
Особая часть колеблющихся верующих

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su