В чём сила католической церкви

Энциклики римских пап Иоанна XXIII и Павла VI действительно содержат новые элементы, в частности более резкую критику капитализма. Они выражают новые тенденции, направленные на приспособление католической церкви к современному миру. Однако эти энциклики отнюдь не изменили социальной роли религии и католической церкви, не придали им антикапиталистический характер. Таким образом, критика христианства, в частности католицизма, со стороны Джирарди обращена в прошлое. Она является формой апологии христианства, противопоставляемого тупизму. В четвертом томе автор главы «Теология неверия» признает правильными обвинения, предъявляемые церковникам и в конечном счете христианству, что оно явилось формой негативного отчуждения. Оп пишет: «Кто может отрицать, что церковники во имя христианства не протестовали против такого отчуждения. Мы должны принять всерьез критику со стороны атеизма, потому что нельзя отрицать, что во имя христианства были канонизированы определенные социальные структуры. Церковь слабо критиковала власть имущих». «Она, – продолжает Джирарди, – не хотела вступать в конфликт с сильными мира сего».

Подобного рода высказывания современных теологов встречаются не только в данном издании, но и в другой литературе по вопросам современного атеизма, выпускаемой религиозными организациями. Призывы к тому, чтобы церковь прислушивалась к критике, идущей со стороны атеистов, весьма показательны для характеристики новых условий, в которых действуют религиозные организации различных вероисповеданий. Не случайно авторы «энциклопедии» подчеркивают, что церковь действует в мире, отмеченном развитием атеизма, поэтому она должна приспособиться к этому миру. В таких условиях огульное отрицание атеизма, изображение его как зла, как чего-то безнравственного вызывает нежелательную для церкви реакцию верующих, которые в повседневной жизни тесно сотрудничают с неверующими, особенно в борьбе за решение актуальных социально-политических проблем. Именно поэтому реалистически мыслящие деятели католической церкви вынуждены изменить тактику борьбы с атеизмом, применить новые формы. Одной из них и является христианская самокритика.

Для данного издания характерно стремление религиозных деятелей обелить христианство, представить его как идеологию социальной активности. Так, в главе «Теология труда перед лицом атеизма» утверждается, что христианство не является религией, ориентирующей человека на потусторонний мир. В соответствии с установкой II Ватиканского собора идеологи католицизма стремятся подчеркнуть заинтересованность церкви в социальных проблемах. В издании подчеркивается социально-активная роль религии в современном обществе. Это связывается с новым курсом церкви на «аджорнаменто».

Таким образом, атеизму противопоставляется религия как идеология, на основе которой могут быть разрешены и социальные проблемы современности. Не случайно поэтому усиление активности католической церкви в социальной области. Эта тенденция обнаруживается в последних энцикликах римских пап Иоанна XXIII и Павла VI, в их посланиях, в решениях конференций епископов отдельных стран. Доказательством тому является и третья сессия синода католической церкви, происходившая в конце 1971 г. и рассмотревшая вопрос о социальной справедливости.


Читайка:

Социальная сторона христианства
Противопоставление католической церкви атеизму
Как критикуют диалектический материализм
Сотрудничество, направленное против атеизма
Отношение некоторых зарубежных авторов к религии
Основные ценности ревизионистов
Спор о Лукиане
Жизнь и взгляды Лукиана
Деятельность Лукиана в Антиохии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su