Свободомыслие Джона Толанда

Джон Толанд (1670 – 1722) по праву считается выдающимся представителем английского деизма и материализма начала XVIII в. Уже в своем первом произведении «Племя левитов», написанном в 1691 г., молодой философ подверг острой критике церковь и духовенство, назвав священнослужителей (левитов) страшной язвой, разъедающей человечество. В 1696 г. вышла в свет книга Толанда «Христианство без тайн»3, которая приобрела широкую известность благодаря своему антирелигиозному содержанию. За короткое время книга выдержала три издания, вызвав настоящую бурю среди защитников религии. На книгу посыпались опровержения, а ее автор подвергся ожесточенным нападкам и преследованиям. 15 1697 г. решением парламента Ирландии, откуда Толанд был родом, книга «Христианство без тайн» осуждалась на публичное сожжение палачом, а автор подлежал суду и тюремному заключению.

Спасаясь от ареста, Толанд бежал из Ирландии в Англию, но и там против него выступили светские и духовные власти. Верховный суд Мидлсекса признал его сочинение противоречащим религии и нравственности. В целях опровержения предъявленных ему обвинений Толанд опубликовал два произведения «в защиту самого себя»: «А Defence of Mr. Toland» (1697) и «Vindicius Liberius: Or Mr. Tolands Defence of himself» (1702). И хотя после итого судебное дело против Толанда было прекращено, нападки на его книгу «Христианство без тайн» продолжались еще многие годы

Чем же вызвал Толанд столь яростное возмущение церковников? Каково основное содержание его книги, против которой велась форменная война апологетами религии?

«Христианство без тайн» – произведение философско-религиозного характера. В первой его части («О разуме») Толанд с позиций материалистической гносеологии Локка стремился раскрыть природу познания и выявить условия достижения истины. Разумное познание, ведущее к истине, он противопоставлял слепой, бездоказательной вере и подчеркивал, что ничто в сфере религии не может быть изъято из-под контроля разума.

Вторая часть книги («Ничто в евангелии не противоречит разуму») начиналась с утверждения о том, что Новый завет не содержит ничего такого, что не соответствовало бы разуму, ибо в противном случае оно не могло бы быть понято людьми и было бы бесполезно. «То, чего я не могу понять, – писал Толанд, – не в состоянии дать мне правильное понятие бога или же воздействовать должным образом на мое поведение, подобно тому как молитва, произнесенная на чужом языке, не сможет возбудить мою набожность»

В третьей части книги («В евангелии нет ничего тайного или стоящего выше разума») Толанд обратил внимание на то, что понятие тайны лишено смысла, поскольку человек не может образовать адекватную идею того, что ему неизвестно. Поэтому нет оснований применять это понятие к содержанию христианского вероучения. То, что называют тайной, отмечал Толанд, по существу вполне понятно, но запутано и затемнено всевозможными прибавлениями.

Таким образом, понятие тайны чуждо христианству. В своем первоначальном виде христианская религия, по мнению Толанда, не содержала ничего таинственного. Проникновение в нее различных таинств он объяснял влиянием иудейской и языческой религий, а также ухищрениями священнослужителей, заинтересованных в насаждении мистики и суеверий. В итоге была утрачена изначальная простота христианства, и оно было поставлено «на один уровень с мистериями Цереры и оргиями Вакха».

В оценке книги Толанда надо иметь в виду одно обстоятельство. «Христианство без тайн» увидело свет год спустя после появления произведения Локка «Разумность христианства», где также доказывалось, что в священном писании нет и не может быть ничего противоречащего разуму. Однако Локк допускал существование таких положений христианской религии, которые превосходят разум, стоят выше его. К таким положениям он относил догматы о воскресении из мертвых и бессмертии души, считая, что они познаются только через откровение и не могут быть обоснованы рациональным путем.

Согласно же Толанду, в христианстве нет ничего, что противоречило бы разуму или же стояло выше его, т. е. оно целиком и полностью рационально. Все таинственное, мистическое, неразумное или сверхразумное внесено в христианство извне, затемняет и искажает его природную чистоту и ясность. Это был новый шаг в рационалистической критике христианства, направленный на превращение его в философско-религиозную систему, освобожденную от логических противоречий, от мистики и иррационализма, сближавший христианство с «естественной религией», которую деисты противопоставляли всем историческим вероисповеданиям.

Однако книга «Христианство без тайн» не свидетельствовала еще о переходе Толанда на позиции деистического материализма, хотя и содержала отдельные материалистические положения, касающиеся проблем познания истины. Этот переход, позволивший Толанду значительно углубить и усилить критику религии, совершился несколько лет спустя и получил отражение в его наиболее известном произведении – «Письма к Серене» (1704).


Читайка:

Представления о бессмертии души в христианстве
Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза
Деятельность и взгляды Коллинза
Положение человека в философии Коллинза
Исторические судьбы английского деизма

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su