Спор о Лукиане

Ф. Котов в работе «К истории первоначального христианства» писал: «Одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относился ко всем видам религиозных суеверий и у которого поэтому не было ни религиозно-языческих, ни политических оснований относиться к христианам иначе, чем к любому другому религиозному объединению».

Котов приводит известное произведение Лукиана «О смерти Перегрина». Лукиан не жалеет сочных и ярких красок, чтобы нарисовать сатирический портрет «божьего человека» Перегрина-Протея, который сначала у себя на родине, в городе Парии на Галлеспонте (Малая Азия), нарушил человеческие и гражданские законы, затем, вынужденный скитаться, попал в общину христиан в Палестине, где сделался «и пророком, и главой общины, и руководителем собраний – одним словом – один был всем...» Заключенный в тюрьму, он собирал от них обильные приношения, однако после освобождения нарушил законы христиан н был ими изгнан. После ряда подобных «подвигов», уже в качестве философа-киника, подверг себя в 165 г. публичному самосожжению в Олимпии.

Анализ лукиановского произведения наводит Котова на меткую историческую параллель: проводя сравнение молодых христианских общин и начала европейского рабочего движения, Котов сопоставляет с Перегрином некоторых своих современников: «пророка» Альбрехта, Георга Кульмана и подобных им обманщиков, которые в числе случайных элементов, высвобожденных процессом разложения старого мира, попадали в новое общественное движение. Эти новоявленные проповедники, пользуясь легковерностью своих приверженцев, грабили и сбивали с толку вейтлинговские гуманистические общины Швейцарии так же ловко, как это делал в свое время с христианами лукиановский Перегрин. И Котов предупреждал, что в отдаленных местностях, где движение завоевывало новую почву, такой Перегрин в миниатюре может еще рассчитывать на временный и ограниченный успех.

Типичность и актуальность образа Перегрина в разные времена лучше всего показывает, какова жизненность лукиановского творчества вообще и особенно значение Лукиана в истории атеизма. Вместе с тем именно это произведение, в котором наряду с жизнеописанием Перегрина дано описание быта, нравов и взглядов христианской общины II в., стало (чего наверняка Лукиан и не подозревал) одной из причин множества нападок на его творчество и началом многовекового спора о нем, его взглядах, его историческом значении.

Блестящий писательский талант Лукиана признан многими. Под его именем известны 84 произведения (так называемый Лукиановский корпус содержит 80), из них определенная часть (около десяти) – это подражания, но даже этот факт свидетельствует о силе его воздействия на потомков. Он писал речи, рассказы и особенно много диалогов в оригинальной литературной форме, которая была соединением платоновского диалога с аттической комедией. Несмотря на сирийское происхождение Лукиана, его греческий язык по своему богатству и виртуозности превзошел язык Платона. Однако Лукиан как мыслитель и философ, а главное – борец с религией стал предметом самых противоречивых мнений.

Поздняя античность почти замалчивала творчество Лукиана, а в раннем средневековье в словаре Свиды (X в.) и схолиях Арефы он был проклят и наделен нелестными эпитетами. Но память о нем хранили многие писатели и ученые Византии, им восхищались в Западной Европе в эпоху Возрождения; его влияние испытали известные писатели и гуманисты того времени: Рейхлин, Браччолини, Эразм Роттердамский, Гуттен, Рабле, Мор, Меланхтон, Шекспир, Ванини, многие живописцы и скульпторы XV – XVI вв. Особенно высоко ценили Лукиана французские писатели и просветители XVIII в.: Фонтенель, Буало, Фенелон, Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, в России – М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Его примером пользовались Сервантес, Свифт, молодой Гёте, Шиллер. Лукиана ценили русские революционеры-демократы: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, М. Л. Михайлов. К. Попов ставил Лукиана в ряд с Лукрецием.

Буржуазная критика, как правило, отказывает Лукиану в оригинальности, обвиняет в поверхностности.

Богословы же продолжали в основном линию Свиды, который называл Лукиана богохульником. В 1554 г. Два произведения Лукиана попали в индекс запрещенных книг. В новое время та же критика утверждала, что Лукиан – нигилист вообще без положительных убеждений, и совершенно нефилософ (В. Кожевников, М. С. Корелин, И. Бернейс, М. Кастор). Распространена также точка зрения либеральной протестантской теологии XIX в., которая в соответствии со своими попытками «демифологизации» христианства взяла Лукиана на вооружение и сочла его «предтечей» или пособником христианства (Э. Вьела, Виланд и др.). И видимо, не случайно монография немецкого ученого Г. Д. Беца о Лукиане хотя в общем объективная, появилась в серии, посвященной раннехристианским писателям. Многие исследователи пытались отвергать значение произведений Лукиана как исторического источника.

Прогрессивные ученые высоко оценивают творчество Лукиана, и не только Лукиана-писателя, но и мыслителя, борца. Если Лукиан как философ не был ни основателем, ни строгим приверженцем одного только направления, если он черпал аргументы из нескольких современных ему школ, то он последовательно для своего времени придерживался основного лагеря в философии – материализма. В некоторых его произведениях удивительно четко разграничены идеалисты и материалисты. «Писатель-демократ, философ-материалист, борец с религиозным мракобесием и рабовладельческой реакцией» – так определяет идейную позицию Лукиана исследователь его творчества И. М. Нахов. Он подчеркивает определяющее влияние на взгляды Лукиана кинической философии, которая в то время отчасти выражала интересы угнетенного класса. Б. Л. Галеркина справедливо указывает на эволюцию взглядов Лукиана, в ходе которой после периода влияния кинизма и скептицизма в его мировоззрении возобладало материалистическое учение Эпикура. Но в любой фазе развития взгляды Лукиана были в корне противоположны тем идеалистическим течениям, которые смыкались и сливались как с разными языческими культами, так и с христианством.

В России творчество Лукиана очень популярно. Его часто переводят, издают и охотно читают.


Читайка:

Жизнь и взгляды Лукиана
Деятельность Лукиана в Антиохии
Написание произведений о религии
История Перегрина в изложении Лукиана
Каковы были социальные воззрения Лукиана?
Свидетель и критик раннего христианства
Как описывает Лукиан жизнь ранних христиан
Как относился Лукиан к личности Христа?
Собственное отношение к религии у Лукиана

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su