Специфика усвоения религиозных слов индивидом

Акт усвоения слова, как и всякого другого знака, характеризуется не только тем, что происходит отражение в нервной системе индивида материальных свойств знакового стимула (например, звуковой волны, следов мела на доске). Главное здесь – сложный акт усвоения связанного со словом значения, т. е. с точки зрения психологии формирование понятия, представляемого словесным знаком.

Именно такую ситуацию имел в виду А. Грамши, когда писал, что слово – это основа в широком значении «педагогического отношения» наступающего также во время приобретения индивидом знаний от общества. Роль слов в формировании индивидуального сознания отмечается и психологами. Так, А. Н. Леонтьев пишет: «Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий».

Здесь важно отметить, что функция слова в передаче мировоззренческой информации (в том числе и религиозной) не сводится к общеизвестной форме сложного сообщения, т. е. организованной языковой структуры, выражающей те или иные доктрины, теории или философские системы. Большое значение для мировоззрения имеет элементарный акт овладения словом. Это касается и религиозных слов, таких, как дух, бог, чудо, грех. К этим словам вполне относится утверждение А. Н. Леонтьева, что «человек не просто овладевает кругом языковых значений. Он овладевает ими, усваивая ту систему идей, взглядов, которые они выражают... усвоение системы языковых значений есть вместе с тем усвоение и более общего идеологического содержания...».

Поэтому, интерпретируя религиозность индивида, надо учитывать значение процесса овладения языком уже на начальном этапе онтогенетического развития. В религиозной семье ребенок, усваивая элементарный запас слов, необходимых в качестве основы для формирования его мышления, часто усваивает и религиозные слова. В процессе дальнейшего развития сознания и активного познания действительности индивид, по мнению А. Н. Леонтьева, воспринимает последнюю через призму языковых понятий. В некоторых случаях мировоззрение индивида формируется на базе религиозных понятий, служащих в качестве орудия мыслительного овладения действительностью.

Верующему человеку иногда кажется, будто он находит идею бога, глубоко скрытую в его сознании. В действительности такая идея с помощью языка была внесена в сознание на ранних этапах его формирования. Философское обоснование этой иллюзии мы находим у Декарта, который, декларируя методологический скептицизм и сомневаясь на этой основе во всех своих знаниях о действительности, принимает идею бога как... врожденную идею. Религиозное воспитание в раннем детстве ввело указанную идею в процесс познания, поэтому для него она «ясна и отчетлива», ибо является одним из основных понятий его мировоззрения. Усвоение религиозных понятий ведет также к известным кризисам в мировоззрении индивида, возникающим в момент отказа критического разума от религии. Тогда происходит «крушение мира», наступает отчаяние, возникает чувство бессмысленности жизни, нигилизм.

Одной из причин здесь выступает активный характер религиозных понятий, которые не вырабатываются в сознании индивида пассивно и не существуют изолированно, автономно, а, наоборот, уже в раннем детстве вмешиваются в мышление и служат в качестве реальных языковых форм в индивидуально-познавательных процессах индивида. Следует подчеркнуть, что тезис об активности познающего субъекта и активной функции понятий принадлежит к основным положениям психологической науки.

Если речь идет о религиозных понятиях, то особой теоретической проблемой является вопрос о модели их усвоения индивидом. Сформулированная таким образом проблема вторична по отношению к общей теории формирования понятий, которая имеет в психологии давнюю традицию. Сначала понятия рассматривались в качестве так называемых общих представлений. Английский психолог Ф. Гальтон в конце XIX в. фотографировал на одной пластинке различные однотипные предметы, причем индивидуальные свойства предметов сглаживались, а общие выделялись. По его мнению, именно так возникают понятия, причем роль «фотопластинки» здесь отводится нервной системе. Такое мнение имело большие традиции в философском сенсуализме.

Противоположную точку зрения представляли психологи Вюрцбургской школы, которые считали понятие составной частью мысли, независимой и обособленной от ощущений. Несомненно, существуют связи между такой точкой зрения и философским идеализмом.

Доминирующее влияние на современные психологические теории формирования понятий оказали физиологические исследования условных рефлексов. Поэтому психология предлагает модель возникновения словесных понятий, исходя из теории двух сигнальных систем И. П. Павлова. Встречаются следующие описания усвоения слов в соответствии с теорией И. П. Павлова: «Когда ребенок слышит название определенного предмета, произносимое кем-либо, он связывает его (название) с изображением этого предмета. Название предмета, слово становится сигналом этого первого сигнала (первым сигналом является изображение предмета), т. е. сигналом сигнала, или сигналом второй системы. Когда название предмета ассоциируется с его изображением, оно может вызвать само изображение предмета, с ним ассоциируемое».


Читайка:

Происхождение и развитие понятий
Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su