Современный протестантизм: проблемы теории и практики

28 – 29 сентября 1971 г. в Таллинне проходила научно-теоретическая конференция, посвященная проблемам исследования и критики современного протестантизма. Она была организована ЦК КП Эстонии, Институтом научного атеизма АОН, Правлением Всесоюзного общества «Знание» и Правлением общества «Знание» Эстонии. Конференция вызвала большой интерес научной общественности. В ней приняло участие около 300 человек – ученые, партийные работники, преподаватели вузов, пропагандисты атеизма Эстонии, а также ряда других союзных республик.

Проведение настоящей конференции имело целью обсуждение проблем, связанных с оценкой новых явлений и тенденций в современном протестантизме как в нашей стране, так и за рубежом. Она явилась своеобразным продолжением ранее проведенных Институтом научного атеизма АОН совместно с партийными комитетами конференций, посвященных анализу православия, ислама, католицизма.

Во вступительном слове секретаря ЦК КП Эстонии В. И. Вяляса было отмечено, что поставленная XXIV съездом партии задача бескомпромиссной борьбы с пережитками прошлого включает и борьбу с религиозными пережитками. Практика наших дней предъявляет к ученым и пропагандистам требование знания конкретной религиозной ситуации, новейших форм приспособления религии к современным условиям, путей ее преодоления.

С докладами на конференции выступили: директор Института научного атеизма АОН А. Ф. Окулов «Задачи научных исследований в области религии и атеизма в свете решений XXIV съезда», зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП Эстонии В. Я. Ранне «Состояние и задачи научно-атеистической пропаганды, проводимой среди верующих-протестантов»; доцент Таллиннского политехнического института, кандидат философских наук К. А. Виммсааре «О современной модернизации лютеранства в условиях гуманизма».

Характеризуя научно-исследовательскую работу в области изучения протестантизма, докладчики отметили, что до недавнего времени этому направлению уделялось мало внимания, все еще незначительно число фундаментальных исследований, недостаточно изучается и подвергается критическому анализу обширная литература по протестантизму за рубежом; мало внимания уделяется анализу роли философии протестантизма и критике протестантских разновидностей клерикального антигуманизма.

К недостаткам в исследовании протестантизма в России следует отнести значительно меньшую по сравнению с протестантским сектантством изученность деятельности протестантских церквей, слабо анализируется взаимосвязь религиозного и национального – решение национального вопроса и становление массового атеизма, воздействие образа жизни на сознание верующих; недостаточно внимания уделяется критике этических концепций современного протестантизма, узок фронт конкретно-социологических исследований.

В докладе В. Я. Ранне была дана развернутая характеристика состояния атеистической пропаганды в Эстонии, был приведен большой материал, показывающий уровень религиозности населения и характер деятельности церквей, отмечалось, что в республике 73% верующих принадлежит к эстонской евангельской лютеранской церкви и около 10% верующих относит себя к другим протестантским направлениям. В докладе было обращено внимание на тот факт, что протестантизм представляет собой конгломерат различных конфессий и направлений с многонациональным составом общин, что во многом усложняет атеистическую воспитательную работу.

К. А. Виммсааре раскрыл специфику процесса модернизации лютеранства в условиях гуманизма. Модернизация лютеранства в Прибалтике по своему содержанию существенно отличается от аналогичного процесса в буржуазных странах. Особенно ярко этот процесс проявляется в попытках сблизить христианство с гуманизмом. Приспосабливаясь к условиям общества, лютеранская церковь примерно два десятилетия не предпринимала подобных попыток. Этот процесс начался лишь со второй половины 60-х годов.


Читайка:

Конференция о проблемах протестантизма в современном мире
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Особенности индийской философии
Философские школы и их развитие
Истоки индийского атеизма с различных точек зрения
Время для создания философии мира
Почему страдают живые существа
Какой закон действует на всех во Вселенной
Что утверждают неверующие в бога

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su