Современные религиозные мировоззрения

Материализм и атеизм французских мыслителей позволили им сделать значительный шаг вперед по сравнению с деистами в объяснении происхождения религии, раскрытии ее социальной роли, доказательстве вредности религиозной морали, враждебности религии научному познанию, передовым идеям и устремлениям человечества. Никто из атеистов прошлого не бросил в лицо защитникам религии столько гневных обличительных обвинений, никто не подверг их столь беспощадному осмеянию и разоблачению, как это сделали французские материалисты XVIII в.

В результате той критики религии, которую осуществили Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские материалисты, деизм утратил свое прогрессивное значение. Постепенно деистическая форма материализма перестала соответствовать достигнутому уровню научного знания, уровню развития материалистической философии, исчерпала себя. Идеалистическая же разновидность деизма стала превращаться в утонченное средство защиты религиозного мировоззрения, примирения религии с развивающимся естествознанием.

В XIX в. наблюдается упадок деизма, что объясняется широким распространением материалистической философии и науки, с одной стороны, а также наметившимся во второй половине века поворотом буржуазной философской мысли к иррационализму и мистицизму – с другой. Но и в этих условиях деизм продолжал пользоваться поддержкой ряда естествоиспытателей, которые, по примеру Ньютона, придерживались идеи божественного «первотолчка». Как отмечал академик С. И. Вавилов, «соединение примитивного механического материализма с деизмом стало стандартом для очень многих естествоиспытателей XIX в.»

Оживление деизма, которое имеет место во второй половине XX в., связано с развитием религиозного модернизма. Как известно, модернизации подверглись в той или иной степени почти все положения религиозного вероучения, в том числе и идея бога, составляющая основу религии. Бог в сочинениях современных теологов религии все чаще выступает как некая «высшая сила», сотворившая мир, но не вмешивающаяся в течение мировых событий, в развитие природы. Такая трактовка идеи бога сближает современных теологов с деистами, способствует возрождению деистической концепции бога и мира.

Деистические мотивы можно обнаружить и в воззрениях некоторых современных зарубежных ученых, которые в силу тех или иных причин не отказались от идеи бога. Бог фигурирует у них в качестве высшей целесообразной силы, некоей всемирной динамической характеристики. Один из создателей современной физики М. Планк отождествлял бога с «мировым порядком», а творец теории относительности А. Эйнштейн признавал, что верит в бога, «который проявляется в гармонии всего сущего, но не в бога, который занимается судьбами и деятельностью людей». Подобные высказывания крупнейших зарубежных ученых способствуют распространению деистических представлений среди определенных слоев населения капиталистических стран, преимущественно среди интеллигенции.

Таким образом, деизм в настоящее время испытывает как бы второе рождение, что свидетельствует о кризисе традиционного религиозного мировоззрения, об изменениях, которые претерпевает сознание современных верующих, о проникновении в их сознание идеи абстрактного безликого бога.

Но замена теистического бога деистическим не выводит за рамки религии. Времена, когда деизм был формой критики религии, формой свободомыслия, давно миновали. В настоящее время не деизм или пантеизм, а только атеизм может быть антиподом религии, действенным и эффективным средством борьбы с религиозным вероучением. Причем речь идет о атеизме, который знаменует собой высший этап развития атеизма, сочетая последовательную научность и воинствующую непримиримость к любым формам религии и религиозности.

Отдавая должное вольнодумцам и атеистам прошлого, используя их наследие в борьбе с религиозной идеологией, следует помнить об исторической и классовой ограниченности их мировоззрения, о необходимости рассматривать и оценивать все без исключения современные модификации религии с позиций научного атеизма.


Читайка:

Результаты исследований об отношении к религии
Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность
Воспитание религиозных отношений в современной семье
Особая часть колеблющихся верующих
Религиозное воспитание в опрошенных семьях
Отношение к религии в семьях верующих

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su