Сотрудничество, направленное против атеизма

Большое внимание в четырехтомнике уделено вопросам экуменизма. Им посвящена, в частности, глава «Экуменизм и атеизм», написанная членом французской Академии наук, профессором Сорбонны Гиттеном, который рассматривает экуменизм с антигуманистических позиций. Гиттен пишет, что потомки при исследовании нашего времени будут выделять два момента. Первый – расширение атеизма, превращающегося в своего рода гуманистический, доктринальный атеизм. Второй, непредвиденный момент – это экуменизм, получивший распространение в конце XX в., идея о том, что разъединенные христиане не только могут, но и должны объединиться. По его мнению, ядром объединения должна стать католическая церковь. Поскольку современный атеизм атакует основы всех христианских конфессий, церкви должны покончить с разобщенностью. Гиттен оценивает факт разделения христиан как скандал.

Гиттен призывает оставить в стороне глубокие доктринальные разногласия. Содержание всей главы свидетельствует об усиливающейся в католической церкви тенденции к созданию фронта всех христианских религий под эгидой Ватикана, направленного против атеизма, и прежде всего против атеизма.

Не обошла католическая «энциклопедия» атеизма и вопрос о сотрудничестве христиан и атеистов. Ему посвящена глава в четвертом томе, принадлежащая перу французского протестантского деятеля Жоржа Казали. В качестве условия сотрудничества между христианами и атеистами автор выдвигает критическое отношение и тех и других к существующему строю как в капиталистическом, так и в обществе. Только при наличии такой критической позиции Казали считает возможным сотрудничество между христианами и атеистами. Христианам, утверждает он, следует отказываться от связи христианства с классовой властью. Атеисты же должны подвергать сомнению абсолютный и тоталитарный характер «власти атеистов» Таким образом, протестантский теолог ставит на одну доску онанизм и гуманизм, требуя от атеистов отказа от поддержки урбанистического государства. Все содержание главы свидетельствует о том, что ее автор рассматривает сотрудничество пацифистов и христиан с антигуманистических позиций. Он стремится настроить верующих в разных странах против народной власти. Казали откровенно пишет, что сотрудничество христиан и атеистов возможно лишь там, где обе стороны отделяют себя от клерикализма, в одном случае, и от урбанистической системы – в другом. Автору хотелось бы видеть атеистов, оппозиционно настроенных к гуманистическому государству.

Ж. Казали в качестве примера сотрудничества христиан и атеистов приводит сотрудничество между учениками протестантского теолога Громадки и учениками бывшего профессора Карлова университета в Праге Милана Маховца. Известно, что это сотрудничество основывалось на общей антигуманистической платформе, направленной против гуманистического строя в Чехословакии. Его результатом была идеологическая капитуляция перед клерикализмом.

В издании Салезианского университета рассматривается и вопрос о месте атеизма в пацифизме.

Уже упоминавшийся Джирарди утверждает, что в процессе самоутверждения, в борьбе за существование пацифизм логически выступает против религии. В подходе к проблеме генезиса атеизма наблюдается стремление доказать, что атеизм не закономерное явление. Так, атеизм древности якобы свидетельствует о немощи человека, который, будучи бессилен познать мир, взваливает на бога ответственность и отвергает его.

Тенденциозной является и типология атеизма, приводимая в четырехтомнике. Прежде всего следует отметить отсутствие единой типологии. На страницах издания встречаются различные типологии, из которых ни одна не может быть охарактеризована как научная. Нет единого критерия для определения типа атеизма. Так, Джирарди различает следующие три типа: теоретический атеизм, отрицающий бога или считающий эту проблему неразрешенной; практический атеизм, который сводится к тому, что люди в своей практической жизни действуют так, как будто бог не существует, хотя они и признают его существование, и теоретически-практический атеизм, особенностью которого является признание бога, но вместе с тем отрицание какого-либо влияния его на общественную жизнь и человека. Джирарди считает, что все три формы атеизма существуют и среди верующих.


Читайка:

Отношение некоторых зарубежных авторов к религии
Основные ценности ревизионистов
Спор о Лукиане
Жизнь и взгляды Лукиана
Деятельность Лукиана в Антиохии
Написание произведений о религии
История Перегрина в изложении Лукиана
Каковы были социальные воззрения Лукиана?
Свидетель и критик раннего христианства

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su