Социальная сторона христианства

Авторы «Современного атеизма» предпринимают попытку пересмотреть традиционное отношение теологов к критике социальной роли христианства. Они считают эту критику предвзятой. Так, один из авторов главы «Тупизм и атеизм», М. Коттье, отмечает, что Петров выступил с резкой критикой социальной доктрины христианства. Констатируя этот факт, он пишет: «Мы не можем не принять во внимание ее исторический и политический контекст. Тесный сговор между «христианским государством» и лютеранской церковью, которая стала органом Прусского государства после Реставрации, казалось, мог дать повод молодым гегельянцам в той освободительной борьбе, которую они вели, не отделять борьбу за свободу от борьбы против религии». Однако из этого, как пишет Коттье, «нельзя заключить, что атеизм Петрова – это «политический атеизм», т. е. он объясняется одним из тех трагических недоразумений, примеры которых история предлагала достаточно часто». Коттье утверждает, что «социальная доктрина христианства для Петрова скорее предмет желчной критики, чем объективного изучения». Таким образом, Коттье подвергает сомнению научный характер оценки социальной роли христианства. Применяя разные приемы, авторы четырехтомника стремятся фальсифицировать и дискредитировать атеизм, опровергнуть краеугольное положение учения о религии как опиуме народа.

На страницах данного издания говорится о двух видах христианства, христианстве истинном и искаженном, причем критикуется извращенное христианство. Такая критическая оценка христианства, относящаяся главным образом к прошлому, по существу является апологией современного христианства, особенно послесоборного католицизма. Кардинал Суэненс, архиепископ Малина, примас Бельгии, один из идеологов обновленчества, выступающий в издании «Современный атеизм» как автор главы «Гуманизация и евангелизация», помещенной в четвертом томе, указывает на две разновидности христианства. При этом он подчеркивает значение социальной активности христиан. Он пишет, что никакие эсхатологические надежды не могут служить основанием для бездействия христиан в социальной области. Религия должна, по его мнению, быть стимулирующим, а не усыпляющим средством. Для того чтобы христианин соответствовал своему призванию, он должен бороться против нищеты, безработицы и болезней, социальной и расовой несправедливости, способствовать развитию христианского социального порядка, благоприятствующего развитию личности.

Кардинал Суэненс, восхваляя христианство, подчеркивая социальные обязанности верующих, которые нельзя преуменьшить под предлогом того, что они не являются религиозными, выступает против атеистического гуманизма, изображая его в традиционном для церковных иерархов духе, как силы, якобы сеющей несчастья, печаль и т. д. Он называет атеистический гуманизм псевдо цивилизацией и ставит его на одну доску с «материализмом» собственников. Высокопоставленный церковный сановник клевещет на гуманизм. Он солидаризуется с утверждением кардинала Даниэлу, что смысл истории заключается в освобождении человека, и здесь он согласен. Но освободить человека может только Христос и те, кто продолжает его дело.

Редакторы четырехтомника подчеркивают, что каждый автор придерживается своей точки зрения, т. е. в данном издании нет какой-либо единой точки зрения. Однако это утверждение не соответствует действительности. Содержание четырех томов показывает, что для данного издания характерна определенная антигуманистическая, антигуманная направленность. Это проявилось прежде всего в подборе авторов, известных своими антигуманистическими опусами. Достаточно назвать такого «советолога», как иезуит Г. Веттер. Именно им написан большой параграф в главе «Атеизм и тупизм», помещенной во втором томе. Борьба против тупизма ведется здесь под флагом борьбы против атеизма.


Читайка:

Противопоставление католической церкви атеизму
Как критикуют диалектический материализм
Сотрудничество, направленное против атеизма
Отношение некоторых зарубежных авторов к религии
Основные ценности ревизионистов
Спор о Лукиане
Жизнь и взгляды Лукиана
Деятельность Лукиана в Антиохии
Написание произведений о религии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su