Собственное отношение к религии у Лукиана

Лукиан с горькой иронией сознает бессилие одного «умного» в массе религиозных фанатиков (образы эпикурейца в «Александре» и Тихиада в «Любителе лжи»). Едко и презрительно высмеивает он религиозных обманщиков, но не видит глубоких социальных корней религии. Лукиан, как многие просветители прошлого, считал религию, в том числе и христианство, выдумкой законодателей и обманщиков. Народные мифы он рационализирует, считая, что мифология только придала характер чудесного естественным явлениям или событиям. Этим он, с одной стороны, подобно Эпикуру, освобождал народные представления от налета религиозных предрассудков, а с другой – непонимание корней религии приводит его к плоскому рационализму и затемняет для него специфику новых и старых религиозных представлений.

То, что Лукиан не увидел значения новой религии, имело свои причины. А именно – ограниченное распространение христианства, а также слабая дифференцированность христианства и язычества в период, когда оно только вышло в языческий мир и распространилось на местной почве. Гностические общины были особенно тесно связаны с язычеством, а также с восточной магией; их системы действительно были «новыми мистериями», как назвал Лукиан христианское учение, переводя его как пережиток. Надгробные и посвятительные надписи, различные памятники свидетельствуют о том, что вера в прежних богов оставалась в силе, ее придерживались Плутарх, Павсаний и другие, а в народе получили развитие «свои» культы. В «Зевсе-трагике», где изображен диспут между защитником богов и Дамидом-эпикурейцем, Гермес говорит об этом: «Да и что это за великое несчастье, если несколько человек ушли с убеждением, что Дамид прав? Ведь есть много людей, которые думают обратное: большинство эллинов (простой люд почти целиком) и все варвары». Римские императоры искусственно возрождали традиционные культы и замалчивание Лукиана в последние годы жизни, а также в поздней античности не было случайным.

Но Лукиан боролся не только с эллинскими богами, но и с синкретическими и, наконец, с христианством – новой религией будущего духовного рабства. Правда, он говорил об этом меньше. Но разве критикой в адрес христианства был только «Перегрин»? Все творчество Лукиана вызывало раздражение мракобесов, а намеков па Иисуса Христа искали у пего там, где их явно нет (например, в «Любителе лжи» говорится об «исцелителе» из Сирии; таких «чудотворцев» было немало). И как было не раздражаться и не сердиться на Лукиана? Он по-своему опровергал многие «доказательства» бытия бога, которые затем выдвигались в христианстве: космологическое (бог не мог сотворить мир: откуда он явился и где он находился, когда творил мир, ведь невозможно мыслить время и пространство прежде всякого бытия) («Икароменипп»); телеологическое (мир устроен совершенно неразумно, в нем все происходит наоборот: нет никаких следов божественного провидения) 3; онтологическое – косвенно (если люди верят в богов и етроят в их честь алтари, то это не значит, что боги действительно существуют); психологическое (люди не имеют о богах одинакового представления, а только самые разные и противоречивые («Икароменипп»). Он опровергал или высмеивал веру и бессмертие души (кроме «Перегрина» в «Любителе лжи», «О жертвоприношениях», «О скорби»; «Демонакс», «Правдивая история», вскрыл нелепость религиозно-фаталистического взгляда на природу и общество («Зевс уличаемый»). А разве не оборачивалось против христианства его разоблачение всякого рода чудесных исцелений, пророчества и предсказаний и, наконец, обмана народа служителями культа? Правда, у Лукиана имеются высказывания, которые как будто выгораживают религию в ее утонченной форме; они связаны со скептическими колебаниями Лукиана в «мениппейский» период и исчезают в эпикурейский. Верил ли Лукиан в эпикуровских богов или отрицал их? Языческая веротерпимость Римской империи II в. не распространялась на тех, кто отрицал богов – надо было быть осторожным. II Лукиан говорил о богах так, что понять его отношение к ним трудно. Некоторые отрывки из его произведений позволяют предположить об евгемеровском рационалистическом взгляде на богов как на обожествленных людей («Любитель лжи, или Невер», «О пляске»). Но Лукиан не верит в сверхъестественное – эта мысль проходит красной нитью через все его произведения.

Был ли Лукиан одинок в своей борьбе против надвигающегося упадка культуры и засилья религии? Вместе с ним жили и творили другие передовые деятели культуры (хотя редко материалисты): Аппиан, Апулей, Цельс, Авл Геллий. Были и атеисты, такие, как Эномай из Гадар, Секст Эмпирик (скептик), Диоген из Эноанды и, видимо, другие, имена которых не сохранила история. Лукиан значительно превосходил своих современников. Его творчество разнообразно и по нему можно судить о его взглядах. Лукиан боролся с реакцией во имя будущего. Своими разрушительными ударами он отвергал старую религию, реакционную философию. И он делал это не для того, чтобы заменить ее новой религией, а чтобы освободить человеческий разум, а вместе с ним и самого человека.

Лукиан, последний атеист классической древности, был первым атеистом нового времени. Его боевая сатира учит и сегодня бороться против всяких богов и призраков, бороться весело, как боролся великий сатирик. И это очень нужно, чтобы, по словам Попова, «человечество весело расставалось со своим прошлым»


Читайка:

Кто такие эти перцы – деисты-материалисты?
Свободомыслие Джона Толанда
Представления о бессмертии души в христианстве
Представление о бессмертии души у Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Особенности взглядов пантеистов
Почему нужно скрывать свои истинные взгляды вольнодумцу
Свободомыслие Антони Коллинза
Деятельность и взгляды Коллинза

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su