Роль слова в передаче религиозной информации индивиду

Термины теории информации, такие, как «бит», «код», «информация», «шум», «канал информации», «энтропия информации», несмотря на различные затруднения, связанные с принятием их общего значения, получили право на существование в различных областях знаний: в физиологии, психологии и в теории познания. Столь быстрому врастанию в теоретическую и терминологическую традицию гуманитарных наук теория информации обязана, в частности, огромной абстрактностью своих моделей. Несомненно также, что рассмотрение религиозных явлений с позиций теории информации теоретически возможно и в известных границах полезно.

Попробуем определить специфику религиозной информации на фоне информации вообще, получаемой индивидом из окружающей его среды. Здесь в качестве исходного пункта принимается общеизвестный тезис о том, что с точки зрения мировоззрения человек появляется на свет как tabula rasa, т. е. как нерелигиозное существо. Лишь в процессе онтогенетического развития религиозная информация воспринимается им из определенной среды и выступает как особый тип информации, приобретаемый индивидом на основе личного опыта. «Отдельный индивид, вопреки утверждениям теологов и философов-фидеистов, религию не рождает. Он лишь усваивает ее в обществе», – утверждает Д. М. Угринович.

Если встать на точку зрения, согласно которой индивид получает из своей среды существующую независимо от него религиозную информацию, то закономерен вопрос: в каком виде находится усваиваемая индивидом религиозная информация и каково ее происхождение? Оказывается, однако, что попытка выделения религиозной информации на основе семантических определений теории информации невозможна. Это является в известной степени следствием значительной абстракции понятия информации, что видно из классического определения Н. Винера: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств».

Определенную трудность при рассмотрении сущности религиозной информации вызывают концепции, которые пытаются придать понятию «информация» некоторый онтологический аспект. К. Леви-Строс пишет, например: «Для выработки теории информации, несомненно, необходимо было открытие, что мир информации – это часть, или аспект, мира природы». Аналогичные мысли содержатся и у Ю. А. Шрейдера: «...информация – такое же объективное свойство материальных процессов, как масса и энергия. Единственная разница состоит в том, что с понятиями энергии и массы наука имеет дело давно, а понятие информации стало систематически изучаться наукой в последние 15 – 20 лет, прежде всего в связи с развитием кибернетики, вычислительной техники и систем связи».

Наряду с подобными концепциями появляются теории, которые, рассматривая отношения между теорией информации и теорией отражения, провозглашают тождественность понятий информации и отражения или предлагают определение, утверждающее, что «информация – это содержание процесса отражения»

При рассмотрении религиозной информации подобные толкования информации создают определенную теоретическую опасность, потому что на фоне таких семантических определений возможно отождествление религиозной информации и информации, получаемой непосредственно из природы. Как одну, так и другую можно рассматривать как «свойство материальных процессов», как «отражение действительности» или как «содержание отражения». Известны попытки использования такой интерпретации теории информации теологами и религиозными апологетами в идеологических целях. На это обращает внимание и Ю. А. Шрейдер, который, в частности, пишет: «Естественно, что рассмотрение информации как полноправной физической характеристики материальных процессов может привести к попыткам ввести в обращение взгляды, выраженные известной фразой: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог»... Отсюда Шрейдер делает вывод, что «существует целый ряд ситуаций, когда ясно, что для описания информации нужны характеристики ее содержания...». Поэтому когда он пишет, что информация – это «объективное свойство материальных процессов», то, вероятно, имеет в виду способ передачи информации, а не ее гносеологическую сущность.

С последним тезисом следует согласиться, поскольку передача информации происходит как результат действия материальных носителей информации. Отсюда вытекает главный вывод, что специфику религиозной информации можно выявить не путем анализа характера носителя информации, а путем гносеологического анализа ее содержания.

Только при таком подходе можно утверждать, что человек получает из окружающей среды двоякую информацию, отличающуюся как своим источником, так и спецификой передачи. Во-первых, материальная действительность является источником материальных чувственных сигналов, отраженных человеком. Таким образом, здесь имеет место акт отражения или гносеологическое отношение, сводящееся к проблеме соответствия «между отражающим природу сознанием и отражаемой сознанием природой».

Религиозная информация, понимаемая как информация о сверхъестественном, не входит и не может входить в состав информации, получаемой в результате отражения объективной действительности. В процессе онтогенетического развития человек сталкивается и с другим видом информации, источником которой являются иные люди, передающие индивиду информацию о своих психологических состояниях с помощью системы знаков, языка. «Известно и то, что общение, не опосредствованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах», – пишет Л. С. Выготский и добавляет: «...так же, как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения».

В связи с исследуемой темой особенно важна затронутая Л. С. Выготским проблема соотношения между знаком и его значением, т. е. проблема способа выполнения знаком функции представления других, отличных от него объектов. Существует немало известных классификаций знаков по критерию их отношения к представляемым ими объектам. Еще в древности (Аристотель) различали знаки натуральные (след животного на снегу) и конвенционные (договорные) (жест руки на основе договоренности между людьми может быть знаком определенного содержания).


Читайка:

Применение знаков для передачи информации
Специфика усвоения религиозных слов индивидом
Происхождение и развитие понятий
Сенсорные понятия как они есть
Некоторые семиотические аспекты религиозных слов
Научные исследования и религиозные представления
Роль слова и религиозных понятий
Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su