Роль слова и религиозных понятий

«Семантическая слабость» религиозных слов не беспокоит теологов, создается даже впечатление, что они заинтересованы в сохранении их семантической неопределенности. Как писал французский католический теолог И. Жильбер: «Мы говорим о боге, не давая его определения. Само имя его вызывает у нас понятие высшего существа...»

Семантическую неопределенность религиозных понятий подчеркивают и православные богословы, заявляя, что «слова даже такого богатого языка, как греческий, – языка мудрецов и философов, – иногда оказывались несовершенными для изъяснения понятий христианской веры, для выражения глубин христианского учения».

На основе этого можно сделать вывод, что понимаемое в общепринятом семиотическом смысле значение религиозных слов не играет столь существенной роли в сознании верующих, как функция обозначения (понимаемая в принятом семиотическом смысле). Различие статуса религиозного языка у атеиста и верующего человека сводится с семиотической точки зрения к факту, что для атеиста религиозные слова только значат что-либо (т. е. он в состоянии объяснить, что в религиозных доктринах обычно понимается под определенными словами), а для верующего эти слова также и обозначают что-либо, т. е. являются языковыми этикетками Мнимо объективных явлений. Именно этот сигматический аспект религиозного языка находится в центре внимания теологов. Поэтому семантический аспект трактуется ими как второстепенный. Для них не существенно, какое содержание вкладывает верующий человек в слова «бог», «ад», «небо», «ангелы», важно, чтобы он верил в то, что реально существуют некоторые (хотя и неопределенные, непонятные, таинственные) десигнаты этих слов, т. е. то, что религиозные слова обозначают.

Современная религиозная апологетика умалчивает о семантических проблемах (отсутствие описаний бога, ада, неба), оставляя эту задачу свободной для фантазии и интеллектуальных возможностей индивида. Однако возникает вопрос: каким образом религиозные слова выполняют у верующих функцию обозначения? Ведь с гносеологической точки зрения нет причин допускать, что где-то существуют реальные десигнаты религиозных слов.

В попытке выяснения «обозначающей» функции религиозных слов в сознании верующих можно указать на два способа психологической реализации сигматического аспекта религиозных слов. Во-первых, в качестве десигнатов этих слов часто понимаются внеязыковые религиозные знаки. Культ икон и реликвий – проявление данной функции словесных внеязыковых знаков. Примером употребления внеязыковых религиозных знаков в роли субъективных десигнатов таких слов может служить также следующий пример, описанный в одной из педагогических книг. Ученица начальной школы отказалась верить учительнице, когда та сказала, что бога нет. В доказательство девочка заявила, что видела портрет бога, показанный ей теткой, а также книгу, написанную о боге, т. е. эти два религиозных предмета выполняли для нее своеобразную функцию объективных десигнатов слова «бог». В современных теологических изданиях, однако, можно найти другой, более сложный способ «выявления» десигнатов религиозных слов. Психологической основой этого способа выполнения религиозными словами сигматических функций является определенный аспект отношения между мышлением и речью.

Допустимой является гипотеза, согласно которой совокупность опыта индивида, являющегося непосредственным материалом его мышления, не совпадает с используемой им сеткой языковых понятий. «Кто сливает мысль и речь, тот закрывает сам себе дорогу к постановке вопроса об отношении между мыслью и словом и делает наперед эту проблему неразрешимой» – пишет об этом Л. С. Выготский. У Выготского имеются мысли и о том, что в индивидуальной психологической активности индивида может наблюдаться некоторое различие между тем, что субъективно получено на опыте, и тем, что можно выразить в виде общественно принятых словесных понятий.


Читайка:

Влияние религиозных слов на индивида
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Влияние национальной культуры на религию
Деятельность католического духовенства в Литве
Развитие национальной культуры и образования в Литве
Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su