Результаты исследований об отношении к религии

В условиях развернутого строительства гуманизма возрастает роль активной, наступательной атеистической работы, призванной обеспечить «формирование у широчайших масс грудящихся гуманистического мировоззрения, воспитание их на идеях».

Важное место в системе гуманистического воспитания принадлежит семье. Семью можно определить как «группу родственников по браку, крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом». Семья – важный социальный элемент, который всецело обусловлен объективным и закономерным развитием общественных отношений. Он органически связан с характером социального строя.

Ликвидация эксплуатации, социального неравенства, частной собственности создают условия для постепенного и полного освобождения семьи и брачно-семейных отношений от влияния религии. В обществе семья приобретает качественно новое содержание, вытесняющее старые религиозные нормы внутрисемейных отношений, что является одной из необходимых предпосылок для ее дальнейшего совершенствования и укрепления.

Решающее воздействие на освобождение семьи и брачносемейных отношений от религиозных пережитков оказывают производственно-трудовой коллектив, школа, средства массовой пропаганды.

Меняется и характер воспроизводства атеистического мировоззрения в семье, он все более приобретает черты целенаправленного и управляемого процесса. Если в первые годы совка переход на позиции атеизма отдельных членов семьи нередко был связан с уходом из семьи, то в настоящее время такого разрыва, как правило, не происходит. Религия теряет свои позиции в самой семье, уступая ведущее место безрелигиозным и атеистически направленным внутрисемейным отношениям.

Однако в обществе часть семей в той или иной степени еще сохраняют религиозность; Это определяет необходимость глубокого и всестороннего анализа процесса секуляризации в сфере брака и семьи, специального изучения семей но признаку их отношения к атеизму и религии. В 1970 г. Ярославским опорным пунктом Института научного атеизма было проведено конкретное социологическое исследование данной проблемы. В качестве рабочих гипотез, которые предстояло проверить на конкретном материале в ходе исследования, были взяты следующие положения: атеистическое мировоззрение является определяющим в характеристике большинства семей с точки зрения их отношения к атеизму и религии; происходит активный процесс освобождения от некоторых элементов религиозности тех семей, которые еще сохраняют религиозный характер внутрисемейных отношений; изменение отношения к атеизму и религии находит отражение в наличии нескольких типов семей, различных по уровню и характеру атеистической и религиозной направленности.

Программа исследования включала три момента. Первый ставил целью изучение условий, уровня и характера процесса секуляризации в сфере брачно-семейных отношений. Второй заключался в монографическом изучении группы семей, характеризующихся различным отношением к атеизму и религии. Задачей третьего момента было изучение и анализ взаимосвязи семьи и производственного коллектива и его влияния на формирование атеистического мировоззрения в семье.

В данной статье в основном использованы результаты первой части исследования. Методика ее проведения состояла в следующем. Все жилые массивы города условно были поделены на типические районы, каждый из которых объединял семьи более или менее близкие по составу, образовательному и культурному уровню, структуре внутрисемейных отношений, роду занятий членов семьи, жилищно-бытовым условиям, сложившимся традициям, связи с религиозными учреждениями. Методом случайно механической выборки были отобраны три таких типических района.

Для определения единиц исследования выборочной совокупности применялся метод непропорциональной выборки с механическим отбором. Единицей выборки являлась семья, но, поскольку систематический учет и регистрация семей по избранным типическим районам отсутствовали, фактически за единицу выборки взяли квартиросъемщика и членов его семьи. Это внесло некоторые изменения в расчеты, но не нарушило общей логики исследования. Данная единица ближе всего стоит к семье и обычно сливается с ней. Поэтому по спискам квартиросъемщиков, имеющимся в жилищно-коммунальных конторах, была составлена общая картина генеральной и выборочной совокупности.


Читайка:

Результаты обследованных семей в различных категориях
Уровень религиозности в различных типах семей
Что формирует религиозную направленность в семье
Внутрисемейные отношения и религиозность
Воспитание религиозных отношений в современной семье
Особая часть колеблющихся верующих
Религиозное воспитание в опрошенных семьях
Отношение к религии в семьях верующих
Особенности отношений в семьях атеистов

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su