Религиозное воспитание в опрошенных семьях

В семьях колеблющихся проводится определенное, хотя и непоследовательное, религиозное воспитание. Детей иногда водят в церковь, знакомят с отдельными религиозными поучениями. Религиозное воспитание осуществляется главным образом в детские годы. Отход молодого поколения от религии обычно не встречает здесь серьезного сопротивления со стороны старших. Чаще всего они ограничиваются требованием хотя бы формального соблюдения младшими членами семьи отдельных церковных обрядов и праздников. Это свидетельствует о том, что в семьях колеблющихся имеются активные защитники церковной обрядности и религиозного быта.

Мотивировка религиозного поведения колеблющихся обычно не опирается на религиозное толкование тех или иных положений. Размытые, противоречивые религиозные представления, бытующие в этих семьях, часто не являются убедительными и для самих колеблющихся. Потому они, как правило, апеллируют к чувствам, эмоциям, переживаниям, связывая с религией удовлетворение эмоционально-эстетических потребностей.

20,1% опрошенных семей, колеблющихся между верой и неверием в бога, в течение 1969 – 1970 гг. посетили атеистические мероприятия, проводимые на фабрике, один раз, 8% – два раза, 2,1 % – три – пять раз, 1,3 – более пяти раз и 68,3% не посещали атеистические лекции. Неучастие колеблющихся в атеистических мероприятиях объясняется, видимо, не столько их религиозной убежденностью, сколько недостатками в организации атеистической работы.

Как показывают наблюдения, в семьях колеблющихся довольно сильно распространено отношение доброжелательности (38%) или безразличия к атеизму (42,5%),что может явиться при правильной организации атеистической работы благоприятной почвой для решительного перелома религиозной направленности этих семей.

Более высокий уровень секуляризации брачно-семейных отношений характерен для семей, которые были определены как традиционно верующие. Религиозная направленность внутрисемейных отношений сохраняется здесь главным образом за счет семейных традиций и привычек. Религиозность в этих семьях не является глубокой. Она затрагивает не столько сознание, сколько поведение членов семьи, и носит традиционно-преемственный характер, что делает ее относительно устойчивой и живучей и мешает некоторым членам семьи решительно порвать с религией. Верующими считают себя не все члены такой семьи, но, как правило, все участвуют в религиозных праздниках. При выяснении отношения к религии членов этих семей многие из них называют себя христианами, хотя давно утратили или совсем не имели связи с религией. В семьях верующих по традиции крестят детей, совершают религиозный похоронный обряд, сохраняют иконы и церковную литературу, причем не по религиозным мотивам, а как память о близких людях, в прошлом верующих.

В своей основе это семьи, сохраняющие черты авторитарной структуры. Их главой обычно является старший по возрасту член семьи. В процессе исследования встречались семьи, где для соблюдения религиозных норм внутри семейных отношений непосредственное присутствие главы семьи было даже не обязательно. Религиозное влияние сохранялось в образе близких родственников, матери, отца, бабушки, умерших или живущих отдельно.

Особенностью сознания этой группы верующих является смешение понятий о характере родственных и религиозных взаимоотношений в семье. Несоблюдение церковных ритуалов в семьях традиционно верующих воспринимается как неуважение к старшим, нарушение родственных связей и традиций, предшествующих поколений. Родственные отношения продолжают сохранять элементы религиозной морали. Давно утрачен их догматический смысл, потеряно мистическое толкование и значение, но форма проявления родственных чувств остается религиозной.


Читайка:

Отношение к религии в семьях верующих
Особенности отношений в семьях атеистов
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Преодоление живучести религиозных обрядов
Работа организованных секций
Современный протестантизм: проблемы теории и практики
Конференция о проблемах протестантизма в современном мире
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Особенности индийской философии

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su