Религия как результат общественного сознания

Рассмотрев эволюцию понятий «атеизм», «предыстория» и «история атеизма», сущность и особенности стихийного и сознательного атеизма, автор предлагает свою концепцию атеизма. Он выдвигает тезис, что атеизм как познание является сложно структурированной единой научной системой, которая может развиваться в двух относительно самостоятельных аспектах – религиоведческом, когда подвергается философской, социологической, психологической, исторической интерпретации религиозный феномен, и атееведческом (или атеизмоведческом), когда изучается, исследуется и определяется сам атеизм, но не только как познание религии, а и как социальный процесс в истории человечества.

Второй раздел монографии посвящен изложению специальной науки о религиозном феномене, которую автор называет религиологией.

Исходя из того факта, что каждая форма общественного сознания является объектом относительно самостоятельного частнонаучного познания, автор обосновывает тезис о том, что и религия является объектом специального частнонаучного познания, которое осуществляет религиология. Объектом религиологического познания, по мнению Н. Мизова, является прежде всего внутренняя специфическая сущность и структура религиозного феномена, законы его существования и развития, внутренний механизм отмирания религии. При этом религиология использует не только известный философский, социологический и другой понятийный аппарат, но и вырабатывает собственный.

Н. Мизов определяет религиологию как специальную нефилософскую и несоциологическую теоретическую науку, исследующую специфические законы и закономерности проявления, существования, развития и преодоления религии в их «чистом», «абстрактном» виде. Автор рассматривает структурный, генетический и региональный аспекты этой научной дисциплины и ее соотношение с философией, социологией и историей.

Заключительный раздел монографии посвящен системно структурному описанию и анализу религиозного феномена. Здесь дается гносеологическая и психологическая характеристика религии, исследуется ее противоречивая природа и специфика ее функций в условиях гуманизма.

Автор, исходя из тезиса, что религия является своеобразным аналогом целостности общественного сознания и в то же время выходит за пределы собственно формы общественного сознания, предлагает четырехкомпонентную характеристику структуры религии как системы. Он анализирует эмоционально-психологический, оценочно-нормативный, концептуально-догматический и культово-обрядовый компоненты религиозной системы и ее основные закономерности. На этой основе дается типологическая классификация религии и верующих, в свете которой исследуются основные этапы и закономерности перестройки личности в связи с процессом преодоления религии в Болгарии.


Читайка:

Политика Польши по отношению к религии
Понятие веры в религиозной философии
Может ли осознать бога разум человеческий
Что докажет существование бога
Доказательства существования бога
Каковы доказательства бытия бога
Методы доказательства существования бога
Дискуссии о познании бога и бытия
Что лежит в основе доказательств существования бога

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su