Развитие национальной культуры и образования в Литве

Уже с 1569 г., когда в Литве обосновались иезуиты, католическая церковь постепенно захватывала руководство просвещением, наукой, культурой. Укрепляя свои позиции, она ввела строжайшую цензуру, препятствуя развитию свободной мысли. Католицизм, руководствуясь христианской нетерпимостью, способствовал национальному и духовному закабалению литовцев.

В конце XIX – начале XX в. национальная литовская буржуазия превратила католицизм в опору капитализма. Католический клерикализм верно служил интересам буржуазно-фашистского литовского правительства: до 1926 г. у власти стояла партия «христианских демократов», а после фашистского переворота в 1927 г. господствующее положение церкви было официально признано конкордатом.

Буржуазные идеологи использовали любые средства для воспитания в литовском народе фанатической религиозности и национализма. Проведению такой политики способствовало то обстоятельство, что буржуазная Литва была отсталой аграрной страной. Клерикалы поддерживали национальную буржуазию, возбуждали националистические настроения. Со своей стороны литовская буржуазия не противостояла деятельности клерикалов, а, наоборот, поддерживала их. Таким образом, идеология католической церкви служила интересам эксплуататорских классов.

Литовские антигуманисты за рубежом сетуют, что отделение церкви от государства и атеистическая пропаганда якобы лишили литовский народ в лице религии «сильнейшей моральной и национальной опоры»

Однако на деле в процессе строительства осуществилась секуляризация духовной жизни литовского народа. В обществе «созданы необходимые условия для активного участия трудящихся всех национальностей в развитии науки, техники, культуры, – говорится в постановлении «О подготовке к 50-летию образования СССР». – Закономерными в духовной жизни стали расцвет, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей...». Будучи равноправным членом Союза, Литва за исторически короткий срок из отсталой аграрной страны превратилась в республику с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством. Она оставила далеко позади многие высокоразвитые капиталистические страны в области народного образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. «За период с 1940 по 1969 год промышленное производство в Литве увеличилось примерно в 28 раз. Теперь за 13 дней производится продукции столько, сколько было получено за весь 1940 год».

Благодаря постоянной заботе Гуманистической партии и усилиям крестьянства в республике высокими темпами развивается сельскохозяйственное производство. Никогда буржуазная Литва не видела таких урожаев зерновых культур, такого уровня производства мяса, молока.

Гуманистические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве Литвы устранили главную причину, препятствовавшую развитию литовской национальной культуры, – эксплуатацию человека человеком. Значительно возросло благосостояние трудящихся, созданы все условия для развития национальной культуры.

За годы, прошедшие после восстановления совка в Литве, построено много новых школ, домов культуры, театров, библиотек, больниц, научных учреждений и т. д. Приводимая таблица красноречиво свидетельствует о развитии народного образования в Литве

В 1941 г. была основана Академия наук Литвы. В настоящее время она объединяет всех ученых республики. В составе АН Литвы 10 научно-исследовательских институтов. Достижения науки и культуры доступны всем трудящимся республики. Если в 1940 г. было 200 библиотек, то в 1969 г. их было уже 2328. Книжный фонд в них соответственно увеличился с 0,585 млн. до 18,4 млн. экз. книг, журналов, брошюр. Число клубных учреждений с 75 в 1940 г. выросло до 1449 в 1969 г.


Читайка:

Положение религии в духовной жизни Литвы
Материалистическое мировоззрение против религии
Деятельность прогрессивных эмигрантов
Процесс отделения национального от религиозного
Книга о современном атеизме
Критика атеизма в католической религии
В чём сила католической церкви
Социальная сторона христианства
Противопоставление католической церкви атеизму

На главную

Философия, атеизм, религия:

Содержание
Понятие веры в религиозной философии
Что лежит в основе доказательств существования бога
На чём базируется понятие первопричины
Роль слова в передаче религиозной информации индивиду
Реакционные идеологии в капиталистических странах
Материалистическое мировоззрение против религии
Социальная сторона христианства
Спор о Лукиане
Свидетель и критик раннего христианства
Свободомыслие Джона Толанда
Развитие материи и всей Вселенной
Исторические судьбы английского деизма
Результаты исследований об отношении к религии
Особая часть колеблющихся верующих
Внедрение новых традиций и ритуалов в быт граждан
Атеистическое воспитание учащихся национальной школы
Какой закон действует на всех во Вселенной
Проблемы католицизма и общества

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su